Суббота, 04 Мая 2024, 16:53
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная Каталог статейРегистрацияВход
Меню сайта
Категории каталога
Ури Геллер [1]
Елена Мироненко [62]
Шелдан Нидль [15]
Кэтрин Райдалл. [11]
Горелов Н. [0]
А. В. Шишкинский [34]
А. Симатов [13]
Ключников С.Ю. [22]
Вадим Зеланд [49]
Чарлз Ледбитер [21]
Владислав Лебедько [9]
Виктор Рогожкин [67]
Дешане Ж. М. [10]
Александр Астрогор [15]
Виктор Алексеевич Ефимов [38]
Василий Васильевич Розанов [4]
Барбара Энн Бреннан [34]
Ричард Вебстер [30]
Мишель Нострадамус [17]
Вадим Зеланд [31]
С. Мульдон, Х.Каррингтон [56]
Дэвид Айк [17]
А.П. Лаврин. [28]
Виктор Михайлович Кандыба [55]
Геше Майкл РОУЧ Кристи МАКНЕДДИ [0]
Раймонд Моуди [31]
Евгений Колесов [14]
Александр Моисеевич Вейн [69]
Борис Сахаров [8]
Эрнст Рифгатович Мулдашев [8]
Ванга. [12]
Дениз Линн [38]
Бореев Г. А. [45]
Константинос [20]
С.Н.Лазарев [146]
Виктор Михайлович Кандыба [33]
Главная » Статьи » Книги » Дешане Ж. М.

Йога в десяти уроках




ТЕОРИЯ
КОНЦЕНТРАЦИЯ 
Не освоив таких, поз, как «Свеча» или «Полный наклон назад», можно, тем не менее быть хорошим йогом. С другой стороны тот не переступил еще порога йоги истинной йоги — кто не научился фиксировать свой ум на какой-либо идее, концентрироваться, медитировать, следуя при этом твердым правилам. Поэтому так важен данный урок, посвященный концентрации ума. 
Концентрация является противоположностью рассеянности Это состояние ума, который, так сказать, выслал свои способности в разведку (в поисках объекта для размышлений), а затем пытается призвать их обратно, к рассмотрению какой-либо идее. 
Собственно говоря, существует два вида концентрации. В случае активной концентрации (назову ее так), мы прилагаем свои силы к единственному объекту, единственной идее. При пассивной концентрации мы отдаем себя, быть может сами того не замечая, воздействию некоторого предмета или идеи. При этом активизируется один неизмеримо важный фактор человеческой жизни: подсознание. Искусство йога освобождает подсознание, дает ему повод и средства для работы. 
«Утро вечера мудренее» — Говорит пословица. И верно: во время сна, когда наше сознание отдыхает, силы подсознания работают над решением тех проблем, которыми мы, по всей видимости безуспешно, занимались днем. Ночь вернет в нашу голову идею, которая была забыта, а вернее, отброшена (поскольку мы не видели, куда она ведет), раскроет ее богатства, и при пробуждении мы, возможно, о ней вспомним. 
Вот другой пример: нас заботит какая-то проблема; мы рассматриваем ее под различными углами, обсуждаем, тревожимся из-за нее — все бесполезно. Допустим, какое-то происшествие отвлекло нас от этих мыслей. Внезапно мы видим решение как на ладони. Мы безуспешно стараемся вспомнить чье-то имя, а когда перестаем, о нем думать, оно всплывает у нас в мозгу. 
 Представим, себе писателя, который обдумывает какой-то замысел и наносит на бумагу .возникающие при этом мысли. Он проявит мудрость, если, закончив страницу, отложит записи и возьмется за другое занятие. На следующий день принявшись за прежнюю работу, он обнаружит, что без особых усилий может внести в нее улучшения и усовершенствования. Самые удачные речи редко произносятся так, как они были написаны. Между тем временем, когда оратор с ручкой в руке, суммирует свои идеи на бумаге, и тем, когда он произносит речь, совершает свою работу подсознание и возникают в уме эффектные фразы. 
Эти взятые из повседневной жизни примеры показывают, .что два вида концентрации действуют совместно. Активная концентрация (сознательные усилия) обыкновенно пред-«шествуют пассивной (работе подсознания). Но бывает и наоборот. Главное понять, что концентрация это не только громадное напряжение ума, направленное на то, чтобы подавить привычную неустойчивость мыслительных процессов и* принудить ум выделить из многих объектов один нужный. Поняв процесс концентрации, мы приходим к мысли о том, чтобы довериться своему подсознанию или- более тонким силам человеческого ума. 
ПРАКТИКА 
МЕТОД КОНЦЕНТРАЦИИ 
За порогом: релаксация и сосредоточение 
Порогом концентрации, как мы узнали из седьмого урока, можно считать умение сосредоточивать внимание. В этом умении мы практиковались «пассивно» (и таким образом уже применили один из главных принципов" концентрации по методу йогов), стараясь отдаться во власть образам, шумам "и разнообразным ощущениям — впустить их в себя. Теперь сделаем еще один шаг: будем анализировать и сосредоточиваться. Несколько конкретных примеров покажут нам, как это нужно делать. 
1. Я усаживаюсь в спокойном уголке своего сада (в «Совершенной позе»); я один, вокруг все тихо. Я неподвижен; ритмическое дыхание или пранайяма привели меня в спокойное состояние. Я просто останавливаю глаза на знакомом пейзаже (см. выше, стр. 94-95) и отстраняю от себя все мысли. Я купаюсь в атмосфере покоя, расслабления и отдыха и через несколько минут это состояние естественным образом переходит в концентрацию. 
Постепенно я отвлекаюсь от того, что видят мои глаза, и стараюсь выбрать какую-нибудь одну идею. Вокруг меня покой и тишина. Хорошо! Буду думать о «покое – тишине –расслаблении - отдыхе». Буду повторять эти слова несколько раз про себя или шепотом. Таким образом установится связь между физическим состоянием (приятная релаксация), психическим состоянием (ничто не беспокоит) и мыслями; отсюда —легкость концентрации. 
В той же атмосфере сознательной релаксации я могу думать и о «свете», «блеске»; если понадобится, я могу вызвать в своем воображении все светящиеся предметы, все виды освещения, какие знаю, от сияния звезд до огня полуденного солнца. От мысли о «свете» я перехожу к мыслям о «свете истины», «который просвещает все рожденные на земле души». Я стану шепотом повторять эти фразы. Я увижу «Слово», которое есть «Свет», я увижу его своим умственным взором:. Х тос, просвещающий мир; Х тос, дарующий свет своим современникам и нам; мною завладеет образ Х та, «света», «воссиявшего в мире». Несколько минут за подобными мыслями—вот первоклассное упражнение на концентрацию. 
Если после этого я не нырну сразу же в шумный внешний мир, то подсознание продолжит работу над идеей, занимавшей мои мысли. Это очень важная фаза психологической жизни йога. А назавтра, в том же месте, в той же атмосфере покоя, я снова займусь концентрацией, и из множества идей, подобных совместно горящим светильникам, выберу одну в сделаю ее предметом очередной медитации. 
2. Я располагаюсь в «Совершенной позе» в уголке своей комнаты (всегда одном и том же). Не моргая, фиксирую
взгляд на каком-либо объекте — картине, статуе, распятии.
Этот объект я запечатлеваю в своем сердце, вернее, я впускай его в себя и даю ему там утвердиться. Я закрываю глаза и снова вижу этот объект. Я формирую в своем мозгу яркий образ, на котором и буду затем концентрироваться. 
Допустим, это распятие. Я концентрируюсь на идее «креста» и пытаюсь определить, с чем она связывается. С мукой? Да, но не просто с мукой, а с такой, которая Принята намеренно, добровольно; эта мука возвышает, облагораживает. 
От идеи страдания я перехожу к идее «Силы», «Энергии»— чтобы добровольно принять муку, нужны силы. Я думаю о мучениях, которые перенес сам,—вполне конкретных случаях— и о том, проявил ли я при этом стойкость. Я думаю о том, как нужно вести себя в будущем — быт может, уже завтра; следует показать себя воистину сильным человеком. 
Вы поняли, как надо действовать: берете идею, которую будете развивать, я от этой идей («через нее) переходите к размышлениям о самосовершенствовании. 
3. Я глубоко дышу и концентрирую внимание на воздухе, поступающем в мои легкие. Я вижу этот желанный воздух,
чувствую, как он заполняет и обновляет все мое существо.
С потоком крови, которую он очищает (при помощи удивительной двух круговой системы «—альвеолы легких служат
тому свидетелями), воздух проникает в самые глубины моей жизни как человека и х тианина, наращивает мои силы и 
расширяет сердце. Сконцентрировавшись на этом постоянно совершающемся процессе, я снова возвращаюсь к идее «жизни», «силы», «энергии». Легко видеть как, раз за разом концентрируясь на идее «силы», мы набираемся сил, энергии, уверенности в себе (через действие подсознания). 
4. Время от времени я буду, так сказать, подвергать ревизии свою совесть, то есть стану выстраивать перед своим мысленным взором происшествия прошедшего дня, или какого-нибудь другого, особенно богатого событиями, которых я был участником. (Превосходная форма концентрации для монаха— еще раз прожить день принятия обетов, для мужа и жены — вспомнить день, когда они сказали перед алтарем «да». Священник, вновь переживая мысленно свое рукоположение, фиксирует взгляд на руках, принявших тогда ношу святости.) Или я представляю себе завтрашний день, чередой проведу в своем воображении намеченные на завтра занятия, дела милосердия, в которые нужно будет воистину вложить себя. «Я заранее согласен на все, что со мной произойдет» — эти замечательные слова принадлежат доктору Виттозу. 
Несколько таких занятий — и жизнь, к моему удивлению, упростится. Если перед сном обдумать различные движения, которые придется правильно воспроизвести во время завтрашних занятий, то упражнения дадутся легче; подобным же образом, размышляя о будущих событиях,— тех, которые можно предвидеть, и тех, которые предвидеть нельзя,— я готовлюсь лицом к лицу встретить будущее, каково бы оно ни было, и действовать, сохраняя спокойствие. 
Ясно, что истинную концентрацию, вначале активную, а затем пассивную, нельзя считать чисто интеллектуальным процессом: это не просто сосредоточение ума на какой-либо идее. В концентрации участвуют совместно все наличествующие в человеке силы; это соединение в человеке anima, animus и spiritus ради целенаправленных согласных действий. 
Суть йоги: наблюдение, перенос и отождествление 
За стадией простой концентрации, активной или пассивной, следуют другие упражнения, а вернее состояния, известные индийским йогам я представляющие собой промежуточные ступени на пути к феномену, известному под названием самадхи. В этом, экстатическом по своей природе, состоянии йоги отождествляют себя с объектом созерцания, то есть с самим Богом. 
1 Хота х тианское созерцание по своей сути и •природе отлично от самадхи, х тианину, х тианскому йогу никоим образом не возбраняется, подготавливая и настраивая себя перед созерцанием, прибегать к методам, которые родственны тем, что ведут самадхи. В шестом уроке (выше, стр. 82-83) я об овал нетто вроде метафизической психологии чистой молитвы и уподобил ее бездонной тишине, охватывающей человеческую душу. Такую тишину чистую пассивность — невозможно создать, вызвать на свет искусственно—это на разные лады повторяли мистики всех времен. Тем не менее, они предлагали способы молитвы и аскетические упражнения — йоговские по форме и х тианские по духу. 
Я намерен повторить упражнения, уже приведенные выше, но на этот раз усилив их духовную направленность. 
1. Вместо того чтобы создавать в Мозгу образ света,— например, света, который окружает меня со всех сторон, и от него переходить к источнику всякого света — я наблюдаю определенный светящийся предмет. Я зажигаю свечу и неотрывно смотрю на пламя, дыша глубоко и спокойно в том ритме, который я для себя выбрал. Минуту или две я гляжу не мигая, затем закрываю глаза и стараюсь увидеть пламя внутренним зрением. Через определенное время, поупражнявшись в наблюдении за пламенем то с открытыми, то с закрытыми глазами, я некоторым образом усваиваю эту форму света. Я должен обрести способность видеть свечу не вне себя, а внутри; горящей во мне. К примеру, я помещаю, переношу ее к себе в сердце и вижу, как она горит и освещает все его уголки, полные высоких помыслов, или как она греет и оживляет человеколюбивые чувства и порывы. В конце концов я отождествляю это пламя со своим сердцем и оно, в моем представлении, становится огнем, пылающим любовью, энергией, которая сжигает себя во имя ближних, пламенем, которое затеплила,, а потом разожгла иная, вышняя сила. 
Сколько же времени займет это, состоящее из трех фаз, упражнение (без двух предварительных фаз на первых порах обойтись не удастся.)? Десять минут, максимум четверть часа! Заниматься им дольше бессмысленно, а кроме того, невозможно. Десять минут! Этого мало, скажете вы. За это время я не успею сконцентрироваться. Верно! Но десять минут сегодня, десять минут завтра и послезавтра и еще много раз по десять минут концентрации на одном и том же объекте ^— это масса времени; во всяком случае, этого достаточно, чтобы получить результат, к которому мы стремимся, и об этом я вскоре поговорю подробнее. 
2. Когда я почувствую, что символика пламени, так сказать, «счерпана (пусть в малой, ничтожной степени), объектом концентрации станет образ Креcта Я помещу его себе в грудь, голову или сердце и попробую отождествить себя с тем, кто на кресте и через крест выразил величайшую любовь, какую когда-либо знал мир. 
3. Когда мы избираем для наблюдения предмет возвышенный, перед нашими глазами предстает некая глубокая сущность онтологического, метафизического или духовного порядка. Такие предметы — если на них правильно смотреть, правильно их видеть, правильна наблюдать,— можно переместить в свое глубинное «я» и затем соединить, отождествить себя с ним полностью или частично. Полупрозрачное стекло, алебастровый сосуд с благовониями, распустившийся цветок, уносимый ветром лист — все это также может послужить предметом продуктивной, полезной и, прежде всего, возвышенной медитации. 
Возьмите этот цветок на спокойной водной поверхности... Он извлекает питание из глубины водоема, но распускается, по закону природы, в дневное время и до самых сумерек впитывает в себя солнечный свет. Стоит солнцу скрыться, и цветок закрывается, смыкает свои лепестки. Весь день он впитывал и вдыхал свет и тепло (вот почему он так красив). Но как печален он сейчас, вечером, как унижен и испуган. Завтра я увижу его полным радости, широко распахнувшим свою чашечку. Этот цветок остается цветком, сохраняет свою красоту, только если с небес на него льется солнечный свет. 
Этот цветок — я. Моя .жизнь, моя сила подобна этому цветку Она и есть этот цветок. Мне хорошо известно, гае его корни! И я также знаю различные уровни моего существа, на которых ему надлежит цвести. А главное, я знаю» где то солнце, к которому он должен быть обращен, дабы расцвести так, как должно. 
В этой медитация нет ничего специфически п ущего йоте. Однако описанные мысли пришли ко мне, когда я быв сношен, расслаблен я умиротворен, сидел, поджав йоги в форме лотоса, и мое внутреннее зрение было фиксировано на цветке—те определенном, а любом, виденном наяву или v воображения. Эти мысли пришли сами. И будьте уверены: такие же мысли явятся и к вам после нескольких месяцев упражнения в наблюдении и переносе. 
Теперь вам ясен этот процесс. И кроме того, вам ясна цепь: сфокусировать душу и ум на каком-либо одном предмете; сосредоточивать мысли и, главное, подсознание, на все более простых идеях, на все более духовных идеях; подготовить вместилище своего сердца, чтобы в тишине принять в него самое глубокое, чем я обладаю: Бога. 
Внимание, концентрация, отождествление; разумеется, нескольких дней или даже недель нам будет недостаточно, чтобы достичь в .этих упражнениях совершенства. Прошу вас: доверьтесь моему методу. В будущем вы поймете, что он освобождает интеллект и развивает те способности, которые в вас дремлют. Это придет со временем. Однако важно не столько количество, сколько качество тренировок. Я уже говорил и повторяю снова (ваш успех, здоровье, а также душевное равновесие зависят от этого): отводите на концентрацию (в Любой форме, какую предпочитаете) десять-пятнадцать минут в день — на первых порах этого более чем достаточно. Через месяцы и годы занятий вы добьетесь большего, в том смысле, что ваш ум, сделавшись податливей, восприимчивей, ясней, наконец, станет быстрее реагировать на символы, равно как и на поучения, предметы и события. 
ПОЗЫ 
Упражнение 41. Столб 
Поместите у стены большую и довольно твердую подушку (сложенный вчетверо коврик подойдет как нельзя лучше). Встаньте на колени и наклоняйтесь вперед, пока не упретесь головой в середину подушки (приблизительно в футе от стены). Ладонями обхватите виски, пальцы рук сомкните у макушки. Локти и предплечья лежат на подушке и образуют нечто вроде треугольника, на который всем весом опирается тело ( . 40). . 40. «Столб» (фаза первая) 
Затем нужно легко оттолкнуться и уравновесить свое тело, оперев его о стену. Ноги отрываются от пола, бедра не отходят далеко от туловища, колени согнуты ( . 41). 
На миг задержитесь в этой позиции, так чтобы хорошенько уравновесить свое туловище на треугольнике, образованном предплечьями и ладонями. Осторожно попытайтесь отодвинуться от стены, но если у вас это вначале не получится, ничего страшного. 
Затем выпрямите ноги и приведите* Их в горизонтальное положение. 
Теперь вам остается лишь сделать еще одно усилие, чтобы ноги поднялись вертикально. Изогните туловище и обопритесь ногами о стену ( . 42). . 41. «Столб» (фаза вторая) 
Постепенно вы научитесь отрывать ноги от стены сначала на несколько секунд, а затем на все .более длительное время. Вместе с тем вам нужно будет измелить позицию головы и плеч, чтобы тело выпрямилось, как столбу головой вниз, и находилось в идеальном равновесии ( . 43). 
Поза эта, без сомнения, выглядит эффектно. Может показаться, что она невыполнима. Это не так, но она довольно трудна и освоить ее — значит добиться победы над собой. Эта победа будет полной, когда вы научитесь отрывать ноги от пола плавно, почти без толчка, и сможете вставать в позу медленно, уделяя должное внимание всем трем позициям и в каждой из них некоторое время задерживаясь. Когда вы правильно встанете в позу, вы должны суметь вернуться в позицию второй фазы ( . 41), с согнутыми ногами, затем вновь принять вертикальное положение, широко развести ноги и т.д. . 42, «Столб» (фаза третья) 
 . 43. «Столб» (фаза четвертая) 
Вы должны научиться возвращаться в неходкое положение медленно, без тяжелой) падения; вы должны уметь даже несколько мгновений удерживать нога горизонтально, под прямым углом к туловищу прежде чем поставить ступни на пол. Вам придется», но я не хочу вас путать... Однако немалое числа моих учеников (правда молодых) все это освоили; что касается меня самого, то я тоже полностью овладел позой «Столб», но у меня на это ушло два года. 
Через некоторое время легкость или трудность выполнения позы «Столб» станет служить вам своеобразным указателем. Дело в том (я забыл вас об этом предупредить), что для этой позы бывают удачные и неудачные дни. Сегодня я чувствую, что могу стоять на голове бесконечно долго. Назавтра, приняв позу, я начинаю ощущать боль в ногах и обнаруживаю, что не в силах стоять неподвижно, без чего выполнение не будет совершенным. В таком случае я не буду пытаться стоять на голове дольше нескольких секунд. Я скажу себе: «Завтра дело пойдет лучше», и осторожно опущу ноги на землю. Будьте благоразумны, приучайте свой организм к этой новой йоговской позе постепенно и не торопясь. Начав с двух-трех секунд, вы через две недели дойдете до десяти, через месяц — до тридцати и т.д. Наступит время, когда вы сможете стоять на голове пять, семь, даже десять минут и при этом не испытаете никакого неудобства — скорее напротив; вы не почувствуете головокружения и без усилий будете сохранять равновесие. А читал, что Пандит Неру каждое утро стоял в этой необычной позе целых двадцать минут... 
Еще совет молодым и всем начинающим: если сегодня вы потерпите «на излете» неудачу, если после двух или трех попыток оторвать ноги от земли вы тяжело повалитесь назад — не упрямьтесь. Отложите своя мужественные и упорные усилия до завтра. При первых попытках встать на голову возникает (главным образом из-за страха) не нежный и благотворный, а несколько - резкий прилив крови к голове (он, однако, не опасен). Вследствие этого упражнение, требующее максимального п утствия духа и самообладания, новичку не удается. 
Терапевтический эффект позы «Столб» весьма значителен. Поза оказывает влияние на физический и психический организм. Она улучшает кровообращение, разгружает сердце, устраняет усталость мозга, головные боли и т.д. Она лечит геморрой, ликвидирует застой в половых органах. Более того, она проясняет ум и подготавливает человека к интеллектуальной работе—поэтому желательно выполнять ее в первой половине дня и перед упражнением на концентрацию. Она помогает преодолеть комплекс неполноценности, робость и заторможенность, дает уверенность в себе. В то же время поза «Столб» располагает к смирению. «Если бы как-нибудь у меня появился соблазн,— говорил Неру,— забыть о своем происхождении, это упражнение напомнило бы мне о кем». 
Противопоказания. По моему мнению, избегать этой позы нужно только тем, кто страдает повышенным кровяным давлением. Пусть вас не смущает мысль, что «кровь хлынет в голову и тогда...» Это неправильно: кровь не устремляется в мозг; она просто легче туда проникает, в результате чего одна из желез (шишковидная) испытывает значительное стимулирующее воздействие. Поэтому следуйте данному вам совету: останавливайтесь при малейших признаках дискомфорта; потерпев неудачу, воздержитесь от дальнейших попыток; на начальном этапе ограничьтесь несколькими секундами и лишь через несколько месяцев увеличьте время пребывания в позе. Могу обещать, что вы не столкнетесь с неприятностями. Совсем наоборот! 
ДЫХАНИЕ 
Вернитесь назад, к шестому уроку (стр. 85). Там я познакомил вас с методом подготовки к пранайяме, которая занимает важное место в ряду йоговских упражнений. Ниже я привожу это упражнение в полном виде. 
Упражнение 42. Полная пранайяма 
Поместите средний и указательный пальцы правой руки на переносицу. Прижмите большим пальцем правую ноздрю. 
1. Сделайте вдох через левую ноздрю, считая до 6. 
2. Затем «разу зажмите безымянным пальцем и мизинцем левую ноздрю; правая также остается закрытой. В таком положении считайте от 1 до 24. 
3. Освободите правую ноздрю, сняв с нее большой палец, и выдохните, считая от 1 до 12. 
4. Тут же сделайте вдох, также через правую ноздрю; считайте от 1 до 6. 
5. Зажмите ноздрю и считайте от 1 до 24. 
6. Освободите левую ноздрю и сделайте выдох, считая от 1 до 12. 
Вы выполнили полную пранайяму: 6-24-12; 6-24-12, начав с левой ноздри и ею же закончив. 
Можно выбрать и более сдержанное начало: 4-16-8; 4-16-8, или даже 3-12-6; 3-12-6. 
Никогда не насилуйте себя и выполняйте упражнение совершенно спокойно. Если вы предварите пранайяму несколькими позами, то последней выполните «Совершенную позу» и подождите, пока не нормализуется дыхание и пульс. 
Не переусердствуйте: двух или трех пранайям в подходящем для вас ритме вполне достаточно. Со временем, осторожно и неспешно, вы усовершенствуетесь. Быть может, вы освоите даже «самую медленную меру» (как выражаются йоги) —12-48-24, однако в этом нет никакой необходимости. Я сам достиг такого ритма после четырех лет занятий, но только один или два раза. Я предпочитаю свой собственный, скромный ритм (тот, который я признал наилучшим, естественным для себя): 6-24-12. 
Действие. К пранайяме рекомендуется прибегать каждый раз, когда непредвиденное происшествие или неожиданное событие лишают вас психического или физического равновесия, а также когда ваше самообладание находится под угрозой — например, перед экзаменом, при испуге, гневе или негодовании. Но эмоции не должны превышать определенный предел; чтобы выполнить упражнение, нужен резерв спокойствия, при крайней степени волнения это невозможно. 
В некоторых случаях пранайяму используют как средство против боли: делая вдох так, как сказано выше, нужно направить внимание на точку, где сосредоточиваются болезненные ощущения. При первой попытке эта боль может не исчезнуть; состояние покоя также достигается не сразу (вы слишком поглощены самим упражнением, и энергия блокируется, вместо того, чтобы высвобождаться). Дождитесь, пока привычка к этому упражнению станет вашей второй натурой — тогда вы сможете выполнять его без умственного усилия. 
Противопоказания. Если вы, следуя моему совету, п тупите к полной пранайяме не раньше, чем пройдете подготовку с помощью дыхательных упражнений из предыдущих уроков, то вы сможете, без всякого ка, заниматься ею (не слишком долго) каждое утро. Излишняя спешка, избыток усердия могут вызвать определенные нарушения умственного и сексуального равновесия. Каждый йог должен оценить свои возможности и всегда с ними сообразовываться. 
Урок девятый (Жизнь йога)
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА 
ДОЛОЙ РУТИНУ 
В этом предпоследнем уроке теория и практика объединены. Теория проста: следует избегать рутины. Все йоговские упражнения нужно выполнять вдумчиво. Тело и душа должны действовать сообща. Однако действенного п утствия тела в душе удается добиться (во всяком случае, в первые дни занятий) лишь при условии, что асаны и дыхательные упражнения вы будете выполнять по-настоящему внимательно. Опасность состоит в том, что когда упражнения будут хорошо освоены и доведены до автоматизма, они перестанут исполнять свое назначение, суть которого — созидать узы между душой и телом. 
Один из методов избавления от рутины (а мы поставим перед собой такую цель, дабы научиться избегать рутины не только в занятиях, но и в жизни) заключается в том, чтобы несколько усложнять предложенные асаны. Каждый раз упражнение будет варьироваться, каждый раз мы будем делать очередной шаг к совершенству (которое обычно достигается не ранее, чем через год занятий). Поэтому мы вновь вернемся сейчас к тем позам, которые выполняли в комбинации, начиная с шестого урока. 
Упражнение 43. Трапеция 
Здесь мы впервые обращаемся к правильной позиции для таких поз, как «Глубокий поклон» или «Растяжение спины». Она же служит продолжением для «Дерева» или «Лотоса». 
Соедините ладони перед грудью. Не разнимая, поднимите прямые ладони вверх и установите на макушке. Линия рук и ключиц при этом будет напоминать трапецию. Локти не сближайте, а максимально разведите в стороны ( . 44). 
Упражнение 44. Глубокий поклон (вариант) 
Сначала выполните «Трапецию». Поднимите руки (они должны оставаться в той же вертикальной плоскости) с соединенными ладонями как можно выше, приближая к ушам. Все это время дышите глубоко (что вполне естественно). Затем, не разъединяя ладоней, наклонитесь вперед, так чтобы коснуться кончиками пальцев земли. Тут же разнимите руки и обхватите ими лодыжки или пятки (предплечья должны расположиться вдоль голеней). Приблизьте голову к коленям ( . 45). Заметьте, что успех зависит от растяжения позвоночника, особенно его поясничного отдела. Поэтому сосредоточьтесь на поясничных позвонках, которые уже сделались гибче благодаря упражнениям первых восьми уроков. 
Вам придется вытерпеть боль в растянутых до предела мышцах ног. Не тревожьтесь, если, когда будете выпрямляться, почувствуете легкое головокружение. Это пройдет. Когда встанете, дышите глубоко (вряд ли нужно вам об этом напоминать). 
Упражнение 45. Дерево (вариант) 
Отличие этого варианта состоит в том, что стопу прижимают не к внутренней, а к передней поверхности бедра. Практикуясь и добиваясь успехов—в «Совершенной позе»> вы развили гибкость ног и лодыжек. Подошва смотрит вверх, лодыжка максимально приближена к паху ( . 46). 
На первых порах вам придется наклоняться, чтобы с помощью рук привести ногу в требуемую позицию. Без сомнения, понадобится также слегка отводить согнутое колено назад (чтобы нога не скользила). 
Упражнение 46. Согнутое дерево 
Добейтесь полного равновесия (в предыдущей позе), поднимите руки вверх и потом... медленно склоняйтесь вперед с вытянутыми руками. Попытайтесь опереться ладонями о землю ( . 47), как в позе «Глубокий поклон» (фаза вторая, стр. 33). 
Вначале постарайтесь только коснуться земли кончиками пальцев. 
Нога остается на прежнем месте: плотно прижатой к бедру. Голову следует максимально приблизить к колену вытянутой ноги (как в упражнении 44, требуется предельное растяжение поясничного отдела позвоночника). 
Принять и удержать эту позу трудно тем, кому недостает баланса; говоря яснее — придется потрудиться, чтобы удержать равновесие. Когда, после ряда неудачных попыток, придет успех, вы, без сомнения, почувствуете, что одержали победу над собой. Вы справитесь, как справился я, несмотря на свои пятьдесят пять лет! 
Упражнение 47. Треугольник (вариант) 
Этот метод нужно объединить с тем, который был дан выше (стр. 86-87). Повернувшись направо, затем налево и наклонив туловище, возвратитесь в исходное положение: встаньте прямо, ноги врозь, руки вытянуты горизонтально по линии плеч. Не поворачиваясь, наклоните туловище направо, так чтобы оно оказалось под прямым 
углом к линии ног, и коснитесь правой рукой носка правой ноги ( . 48). Снова выпрямитесь, сделайте вдох и, повторите те же движения, но в левую сторону. Этот метод более труден, чем первый. Голова слегка повернута, лицо обращено к потолку. 
Упражнения 48, 49, 50. Змея, Натянутый лук, Дельфин 
Эти позы не допускают вариаций, однако существуют более и менее правильные способы их выполнения. 
Что касается «Змеи» (упражнение 3, стр. 20; упражнение 9, стр. 36), следите за тем, чтобы не отрывать живот от земли; подниматься старайтесь не за счет силы рук, а за счет гибкости позвоночника, в особенности его поясничного отдела. Здесь для вас открывается поистине неограниченный простор для совершенствования. 
Поза «Согнутый лук» (упражнение 21) также выполняется тем правильнее, чем в большей степени подъем туловища осуществляется за счет позвоночника, а не за счет напряжения сцепленных рук и ног. 
«Дельфин» (упражнение 4) является вспомогательной позой, поэтому к ней комментария не требуется. 
Упражнение 51. Полный наклон назад 
Один из вариантов состоит в том, чтобы садиться не на пятки или между пяток, как в упражнении 20 (носки при этом соприкасаются друг с другом), а между широко расставленными ступнями. Колени также широко разведены, бедра давят на голени. Спину не выгибайте, голову не откидывайте назад; опускаясь на спину, держите туловище прямо, мускулы головы и плеч должны быть хорошо растянуты, как и шейные позвонки. 
Поза трудна для исполнения, поскольку предполагает предельное растяжение бедер. 
Упражнение 52. Растяжение спины 
Это упражнение (см. упражнение 18, стр. 49) можно немного усложнить таким образом: вместо того чтобы схватиться руками за пальцы ног и сильно потянуть, расположите я на земле, вдоль голеней. Это потребует больших усилий. Спина растянута не только вдоль, но и поперек. Голова должна касаться голеней, или даже земли между широко разведенными коленями. В упражнении 23 (стр. 61) я предложил «Растяжение лона», которое послужит подготовкой для этого варианта «Растяжения спины». 
Упражнение 53, 54. Свеча и Плуг 
Мы уже рассмотрели несколько вариантов этих двух поз (см. комбинированные упражнения 26 и 27, стр. 72-73). В «Свече» самое трудное поднять ноги почти вертикально (после выполнения «Плуга»), не прибегая к помощи . 50. «Плуг» (вариант второй) рук для поддержания туловища. Руки вытянуты и лежат на земле. Все усилие сконцентрировано в позвоночнике (см. . 49). В позе «Плуг» старайтесь отвести ноги как можно дальше назад. Перенеся ноги за голову, согните колени и поставьте их на землю по обе стороны головы. Будет немного трудно. Впрочем, молодым это дается легче и женщинам обычно тоже. Не насилуйте себя: Вначале можете немного помогать себе руками, расположив их так же, как в обычной «Свече» —на лопатках. Совершенное владение позой предполагает возможность после сильного толчка перевернуться назад и встать на колени, выпрямив корпус.- 
Упражнение 55. Лотос (варианты) 
Владение этой позой само по себе уже является для среднего европейца подвигом. Возможно ли сделать ее еще сложнее? Да, несомненно! Ниже приводятся две символических позы (индийцы называют их «йога-мудра» — варианты упражнения 39, стр. 103), которые используются специально для продолжительной медитации. 
Вариант первый 
Скрестив ноги и положив ступни па бедра, выполните «Трапецию» и поднимите руки как можно выше над головой. 
Фиксируйте взгляд на точке перед собой или на кончике носа, или, еще лучше, на переносице. (Вам придется скосить глаза, но это не трудно. Совсем наоборот!) Таким образом, ваши глаза будут устремлены в точку, находящуюся очень 5лизко. Остановитесь, как только почувствуете хотя бы малейшую усталость. 
Рекомендую вам после вдоха как можно дольше не дышать. Потом не спеша выдохните и начните снова дышать нормально, но в медленном темпе. В заключение наклонитесь вперед и коснитесь вытянутыми руками земли. Ягодиц от земли не отрывайте. Происходит удлинение, а точнее, растяжение позвонков. 
Вариант второй 
Это еще одна — и более сложная — йога-мудра. Исходное положение — «Лотос». Откиньтесь назад, как в позе «Полный наклон назад». Руки поместите на бедра или, еще лучше, на стопы. Расслабьтесь. 
Обе эти позы «энергетически обогащают», вызывают подъем. В первом случае вы естественным образом концентрируетесь на шишковидной железе (в середине лба) или обращаетесь к радостным, бодрым мыслям. Во втором случае объектом размышлений должно быть солнечное сплетение, в подложечной ямке. В то же время вы обращаетесь к идеям мужественности или духа. 
Упражнение 56. Пранайяма 
Предполагаю, что этот несколько странный, но чрезвычайно благотворный способ дыхания теперь вам уже привычен. Вот более совершенный вариант пранайямы: когда вы наполнили живот воздухом (так принято выражаться; это значит: когда вы наполнили воздухом нижний отдел легких и диафрагма давит па кишечник), продолжайте дышать, пока не наполните воздухом и грудь (то есть сначала средний, а потом верхний отдел легких). Для этого вам нужно слегка сократить мышцы живота и поднять вначале ребра, а потом ключицы. Таким способом вы вскоре достигнете ритма 12-48-24. Но ни в коем случае не напрягайтесь. 
Результат будет следующий: 
1. Живот втягивается, диафрагма поднимается так высоко, что вытесняет из легких максимальное количество воздуха. 
2. Диафрагма мягко оседает, живот выпячивается, нижний отдел легких наполняется воздухом. 
3. Живот слегка втягивается, грудь поднимается и средний отдел легких принимает максимальное количество Чистого воздуха. 
4. Поднимаются ключицы, а с ними и плечи; воздух проникает в верхний отдел легких. Это происходит в тот интервал, когда, обе ноздри закрыты. При выдохе ваши плечи опадают, грудь втягивается, живот тоже. И цикл начинается
снова. Такова настоящая Пранайяма. 
При задержке дыхания представляйте себе, как жизненная сила (прана) следует от одного нервного сплетения к другому (иди от одной чакры к другой, как говорят индийцы); от крестцового сплетения (где аккумулируется жизненная энергия человека) прана переходит в подчревное, затем в солнечное; оттуда она поднимается в сердечное сплетение, потом в глоточное; в тот момент, когда вы отпускаете одну из ноздрей для полного выдоха вообразите, что прана поступает в ваш мозг и лучами расходится по всему организму, стимулируя все железы. Это упражнение особенно рекомендуется тем, кого беспокоят чересчур сильные эротические желания. «Воображаемый» подъем вверх Кундалини (так индийцы называют мужскую сексуальную энергию) — вовсе не миф. Предполагается, однако, что ученик выработал привычку к концентрации по методу йогов и практиковался в «переносе» (упражнения шестого урока). 
Урок десятый (Резюме)
В заключение мне хотелось бы снабдить вас возможно более полной жизненной программой. Разумеется, я предполагаю, что в ходе предыдущих уроков вы пришли к выводу, что йога,— истинная йога, освобожденная от ее более или менее магических и эзотерических элементов,— может сыграть в вашем существовании важную роль; что йога является формой аскетизма — п пособленной к вашему темпераменту и вашим человеческим и х тианским устремлениям. Я надеюсь также, что вам абсолютно ясна цель этой аскетической практики (чтобы быть уверенными, можете прочесть один или несколько раз текст пятого и шестого уроков), и что вы решили сделать свои ежедневные занятия инструментом подлинного развития, как на материальном, так и на духовном плане. Прежде всего разрешите вас предупредить, что после некоторого времени занятий небезопасно будет полностью отказаться от йоги. Йога вырабатывает у нас определенные привычки: она очищает нашу природу, возвышает нас и развивает. Отказ от нее означает падение назад... Разумеется, если цель ваших занятий «быть в хорошей форме» (по йоговским критериям), то вам совсем не обязательно придерживаться предложенной мной программы; вам нужна из нее только часть — небольшая часть; но даже ограничиваясь немногим, сохраняйте верность йоге и выполняйте хотя бы часть из того, что я беру на себя смелость вам рекомендовать. 
ДВА ЗАНЯТИЯ КАЖДЫЙ ДЕНЬ 
Выполняйте за день два комплекса упражнений; два занятия должны различаться по характеру и значимости: трудоемкое утром и расслабляющее вечером. 
Утром 
Не занимайтесь сразу по пробуждении: как правило, многие упражнения в это время даются с трудом. Вы еще не совсем проснулись. Ваши мускулы вялы, ум—тем более. После душа или ванны, а также чашки чая или некре
Категория: Дешане Ж. М. | Добавил: Админ (08 Января 2009)
Просмотров: 1474 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
WMLink
Поиск истины © 2024
Хостинг от uCoz