Пятница, 03 Мая 2024, 22:11
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная Каталог статейРегистрацияВход
Меню сайта
Категории каталога
Ури Геллер [1]
Елена Мироненко [62]
Шелдан Нидль [15]
Кэтрин Райдалл. [11]
Горелов Н. [0]
А. В. Шишкинский [34]
А. Симатов [13]
Ключников С.Ю. [22]
Вадим Зеланд [49]
Чарлз Ледбитер [21]
Владислав Лебедько [9]
Виктор Рогожкин [67]
Дешане Ж. М. [10]
Александр Астрогор [15]
Виктор Алексеевич Ефимов [38]
Василий Васильевич Розанов [4]
Барбара Энн Бреннан [34]
Ричард Вебстер [30]
Мишель Нострадамус [17]
Вадим Зеланд [31]
С. Мульдон, Х.Каррингтон [56]
Дэвид Айк [17]
А.П. Лаврин. [28]
Виктор Михайлович Кандыба [55]
Геше Майкл РОУЧ Кристи МАКНЕДДИ [0]
Раймонд Моуди [31]
Евгений Колесов [14]
Александр Моисеевич Вейн [69]
Борис Сахаров [8]
Эрнст Рифгатович Мулдашев [8]
Ванга. [12]
Дениз Линн [38]
Бореев Г. А. [45]
Константинос [20]
С.Н.Лазарев [146]
Виктор Михайлович Кандыба [33]
Главная » Статьи » Книги » Борис Сахаров

Открытие третьего глаза Метод и практика (развитие духовного центра ясновидения)
1. Как был открыт этот метод 
 
Это было давно. Когда я, 17-летним юношей, в 1917 году начал изучение индусской философии и санскрит-
ского языка, я натолкнулся на одно место в первой части Йога-Сутры Патанджали, знаменитого классического 
трактата Раджа-йоги, которое заставило меня насторожиться. Это был 35 афоризм, который гласит: 
´Способы сосредоточения, которые вызывают необычные чувственные восприятия, помогают и прилежа-
нию умаª. 
 Комментарии Свами Вивекананды к этому месту следующие: ´Необычные чувственные 
восприятия естественным образом следуют за дхараной, упражнениями в концентрации вни-
мания. Йога учит, что когда ум сосредоточивается на кончике носа, то через несколько дней 
человек начинает чувствовать удивительное благоухание. При сосредоточении на корне язы-
ка появляются слуховые ощущения, при сосредоточении на кончике языка ó вкусовые, при 
сосредоточении на средней части языка возникает чувство прикосновения к чему-то. Сосре-
доточив все внимание на нёбе, человек начинает видеть поразительные вещи. Когда человек 
с неуспокоенным умом желает заняться упражнениями йоги, но сомневается в их действен-
ности, ему следует прибегнуть к этим способам, ибо по истечении некоторого времени у него 
появляются необычные чувственные восприятия, которые рассеивают сомнения и помогают 
обрести настойчивость.ª (Свами Вивекананда. Афоризмы Патанджали.). 
Тысячи людей читали это место, но восприняли его поверхностно, только как средство 
для усиления выдержки и настойчивости в сосредоточении, но никому, очевидно, не пришло 
в голову, что под этими простыми словами (прибавленного комментатором слова ´необыч-
ныеª ó нет в санскритском оригинале) скрывается нечто большее, чем доказательство того, 
что известные умственные восприятия, как говорит Вивекананда в другом месте своей книги,- ´можно узнать 
без соприкосновения с органами чувствª. 
Меня же эти слова приковали, как зачарованного, как будто именно здесь был тысячелетиями охраняемый 
вход во внутренность таинственной пирамиды Хеопса. С фантастическим упорством перешел я к делу ó сосре-
дотачиваясь на кончике носа каждое утро, в продолжении около 15-20 минут, не пропуская ни одного дня. Ре-
зультат не заставил себя ждать, через 20 дней постоянно увеличивающегося, почти болезненного чувства зуда на 
кончике носа я внезапно ощутил в высшей степени приятный сладкий запах. Он появился на долю секунды, что-
бы потом опять исчезнуть, но этого было достаточно, чтобы привести меня в экстатическую радость. 
На следующее утро я с усиленной энергией приступил к этому упражнению, но эффекта не последовало. По-
следующие дни также не принесли ничего кроме чувства странного зуда на кончике носа. Наконец, приблизи-
тельно через 12 дней появился страстно желанный запах, который на этот раз чувствовался несколько сильнее и 
дольше. Затем запах снова исчез на несколько дней, но я продолжал усиленно заниматься, так как на этот раз 
надеялся на более короткий перерыв. Так и получилось. Теперь я мог вызывать ´небесное благоуханиеª через 1-
2 секунды сосредоточения, и оно продолжалось по несколько секунд. Я установил, что могу вызвать это явление 
всюду, где пожелаю: в толпе людей, на пляже, на базаре, где пахнет бог знает какими возможными и невозмож-
ными запахами. У меня было волшебное снадобье, которое меня всегда сопровождало. Я себя чувствовал, как 
Алладин из тысяча и одной ночи, который со своей волшебной лампой мог заставить быть послушным себе мо-
гущественного духа. 
Я научил этому упражнению также других и при этом установил, к моему большому удовлетворению, что 
все чувствовали одно и то же благоухание.  
Но однажды характер запаха переменился: благоухание было таким же сладким и приятным, но оно было со-
всем другим. Случайно я пожелал почувствовать определенный запах, и действительно появился желаемый 
мною запах розы, гвоздики, лилии,- любой запах и этот запах оставался по моему требованию на месте, сильнее 
и ароматнее своего аналога в ´реальностиª.  
Таким образом, я был в состоянии вызвать любой приятный запах. И, хотя мною овладела настоящая мания, 
все же я понимал, что это не представляло большого достижения, т. к., в сущности, эта способность была не что 
иное, как так называемая галлюцинация т. е. обман чувств. Тем не менее я продолжал упражняться с неослабе-
вающей энергией.  
Однажды я ощутил совершенно неожиданный аромат, появившийся помимо моей воли и не похожий на тот, 
что был в самом начале. Он напоминал запах тлеющей сиамской мирры и каким-то образом наводил на мысль о 
воскурениях, помогающих достичь экстатического состояния. Я был крайне изумлен и начал, как заправская 
ищейка, обнюхивать все окружающие меня предметы. Но безрезультатно. Наконец я нашёл в соседней комнате, 
Свами 
Вивекананда Борис Сахаров. ОТКРЫТИЕ ТРЕТЬЕГО ГЛАЗА. 1. Как был открыт этот метод 
 
http://www.orlov-yoga.com/ 
 
 

в одном из ящиков, обрывок упаковки туалетного мыла. Так вот оно что! Исходивший от него запах, хотя был 
едва различим, оказался именно тем, который я только что почувствовал. 
Я пришел в совершенный восторг: это был уже не обман чувств, не галлюцинация, а настоящее восприятие, 
подлинное ´яснообоняниеª или, если угодно, ´дальнообоняниеª 
В этом направлении я сам и мои ученики провели много опытов.  
Выяснилось, что расстояние как бы не играет никакой роли: я мог, например, из 4-й комнаты чувствовать са-
мый легкий запах газа из кухни прежде, чем стоящая около печи служанка смогла заметить, что газовый кран по 
невнимательности открыт. Или мог воспринимать запах цветов, находившихся на подоконнике в закрытой ком-
нате другой квартиры настолько далеко, что даже нельзя было рассмотреть, какие это цветы. Проверка на месте 
подтверждала, что уловленный аромат исходит именно от них. 
Объяснение этого феномена просто: через постоянное сосредоточение мыслей на кончике носа (скорее, на 
чувстве его) дыхание мгновенно останавливается. Вследствие этого появляется невольное желание как бы про-
щупать воздух, втянуть запах. Но самое сосредоточение на кончике носа играет при этом подчиненную роль 
трамплина, который необходим для того, чтобы получить желание понюхать. Это постоянно растущее желание 
раздражает обонятельный нерв и обостряет обоняние до такой степени, что оно ´настраиваетсяª на более корот-
кую длину волны и может воспринимать менее уловимые запахи, которые для нормальных людей недоступны 
из-за дальности расстояния. Эта способность, которую можно развить путем упорных упражнений, впоследст-
вии не теряется полностью и сверхчувствительность обоняния остается, даже когда первоначальный феномен 
исчезает. 
До сих пор всё, казалось бы, ясно. Но как объяснить попросту поразительные феномены ´ясновкусаª и ´яс-
ноосязанияª, о которых речь пойдёт далее? 
Я не остановился на ´яснообонянииª, и вскоре перешел к сосредоточению на кончике языка. Результат поя-
вился через два дня: очевидно моя способность к сосредоточению, благодаря первым упражнениям, значительно 
развилась. Как я и ожидал, я почувствовал крайне приятный, сладкий вкус, напоминающий прежний запах. Дос-
таточно скоро над этим явлением удалось установить волевой контроль: в этот же день я мог вызвать любой 
вкус. При этом самым поразительным было то, что наряду с непривычной, почти сверхъестественной остротой 
ощущения, появлялось такое чувство насыщения, что еще долгое время после этого не было аппетита к блюду, 
вкушенному ´магическимª способом. В этом случае обнаружилось возможность дистанцироваться от объекта 
вкусового ощущения, что представляет собой редкий феномен: в случае с запахом, хотя бы идущим с очень 
большого расстояния, все же этот запах представляет собой род эманации (испарения или выделения), и чувст-
вовать его, пусть даже на очень большом расстоянии, могут и звери, и дикари. 
Совсем другое дело с восприятием вкуса: для этого нужно хотя бы очень мимолетное, но все же прикоснове-
ние языком к объекту вкуса. Уже расстояние в несколько миллиметров является препятствием для такого рода 
восприятия. Следовательно, тут нам не может помочь обыкновенное физическое объяснение. Но восприятие 
происходит каждый раз, когда мы пожелаем воспроизвести этот эксперимент и это требует понятного описания 
процесса, которое поможет нам сделать чрезвычайно важные выводы. 
Может быть, все это только галлюцинации? Согласно знаменитому американскому лексикографу Вебстеру 
(издание 1953 г.), который привлек к составлению своего труда выдающихся специалистов всех областей зна-
ния, ´галлюцинацияª ó значит восприятие предметов, которые в действительности не существуют, или ощуще-
ние без веской причины, обыкновенно вызванное нарушением в нервной системе, как, например, при белой го-
рячке. 
Прежде всего согласимся, что это определение не подходит к нашим опытам, так как почувствованные нами 
запахи и вкусы соответствуют предметам, которые существуют в действительности, т. е. имеют внешние причи-
ны, и что особенно важно принять во внимание, нами не могут быть предчувствованными или просто ожидае-
мыми. Так же как и при обонянии, находящиеся на большом расстоянии от нас вкусы нами ´ясночувствуютсяª. 
Даже если попытаться приложить вышеприведенное научно обоснованное определение галлюцинации к на-
шему восприятию обонятельных и вкусовых ощущений, не имеющих внешней причины либо вовсе не сущест-
вующих (т. е. причина или существование не могут быть доказанными), все же надо признать, что галлюцина-
ции позже, путем систематического упражнения, переходят в реальное восприятие действительно существую-
щих предметов. Таким образом они перестают быть ´галлюцинациямиª, поскольку, несмотря на непрерывное, 
целенаправленное раздражение, состояние нервной системы остается нормальным. 
Раз человек может обострить свое обоняние через сосредоточение до такой степени, что он (как это показали 
вполне безукоризненно проведенные эксперименты) может преодолеть расстояние и материальные препятствия, 
то эта способность не представляет собою галлюцинации. Иначе пришлось бы считать подверженными галлю-
цинациям те живущие в изначальной гармонии с природой племена и народы, которые обладают этой способно-
стью, а заодно всех собак и других животных. Борис Сахаров. ОТКРЫТИЕ ТРЕТЬЕГО ГЛАЗА. 1. Как был открыт этот метод 
 
http://www.orlov-yoga.com/ 
 
 

Но как обстоит дело с ´ясновкусомª? Или надо принять, что, как объясняет индусская школа Веданты, наш 
принцип мышления при таком восприятии выходит из человека наружу, достигает объекта своего восприятия и 
тогда его чувствует. Выражаясь образно, наш язык ´духовно протягиваетсяª до тех пор, пока не дотянется до 
блюда своего соседа, что совершенно абсурдно! Кроме того, это было бы настоящей галлюцинацией, т. к. это 
слово происходит от латинского ´галлюсинасисª и означает ´странствовать в духеª. А так как согласно этому 
индусскому учению все наши восприятия осуществляются таким образом, то и все наши нормальные ощущения 
должны быть галлюцинациями. 
Либо же мы вынуждены признать, что нашим чувствам вполне доступны подобные ´ясноощущенияª ó ко-
торые так же, как при обонянии и при вкусе (а, следовательно, также и другие воспринимаемые нашими чувст-
вами свойства вещей, как форма, цвет и т.д) обладают, кроме грубой материальной, также тонкой материальной 
природой ó особым родом излучений. 
Значит ли это что вся материя есть излучение цвета, запаха и т. д., которые бесконечно далеко переходят гра-
ницу того, что мы можем осязать нашими пальцами, или до чего мы можем дотронуться языком? Нам ведь из-
вестно, что человек из целого моря звуковых волн нормально воспринимает только область 8-7 октав, а из све-
товых волн может воспринять оттенки от красного до фиолетового. Все более низкие или высокие тона, все дру-
гие излучения, как инфракрасные, ультрафиолетовые, рентгеновские, альфа, бета, гамма-лучи, космические лучи 
и т. д. остаются неощутимыми, и все же они существуют. 
Из этого следует, что человек, который через определённые упражнения может развить сверхчеловеческую 
обонятельную способность, может также расширить и все остальные чувства. Так Шарль Ланселен, на основа-
нии своих многочисленных экспериментов, утверждает, что у гипнотизированного повышается прямо-таки в 
астрономической степени способность ощущения всех его органов чувств. Он говорит: ´Если на одну руку за-
гипнотизированного человека положить тяжесть только на один грамм больше, он сейчас же укажет, на какой 
руке лежит более тяжелая вещь. То же самое происходит, если на полу начертить две линии: одну 3 м длиной, а 
другую на 1 мм длиннее, он без колебаний покажет более длинную линию. Если к одной из двух бутылок оди-
накового красного вина добавить ничтожное количество жидкости другого цвета, субъект указывает именно эту 
бутылкуª. 
То же самое с акустикой: нормально мы воспринимаем звуки 7-ми октав, а пациент А. де Роша ó 64 октавы. 
Ухо нормального человека воспринимает колебания от 40 до 16 000 колебаний в секунду, а то же ухо загипноти-
зированного человека ó до 10 в 19-ой степени колебаний в секунду. Это больше, чем колебания невидимых 
гамма-лучей, и поэтому загипнотизированный видит также излучение человека, его ауру. В этом состоянии гип-
ноза пациент воспринимает все впечатления не посредством известных чувств (обоняния, осязания и т.п.), а но-
вым, шестым чувством, которое пробуждается у него в мозгу, между бровями. 
Но как этого достичь? 
Я думал над этим три года. А так как данное указание в Йога-сутре (1.35) относительно сосредоточения на 
нёбе тогда мне показалось ´затуманеннымª, мне также казалось невероятным, что сосредоточение на нёбе дей-
ствительно дает феномен ´ясновиденияª. 
При опытах ´яснообонянияª и ´ясновкусаª ó речь шла в конце концов о раздражении, или, лучше сказать, о 
настройке на сверхкороткую волну соответствующего окончания обонятельного или вкусового нерва, которые 
находятся в непосредственной близости к месту сосредоточения (кончик носа, языка). Даже возражение, что в 
первом случае обонятельный нерв находится не на кончике носа, а в районе нёба, можно опровергнуть тем, что 
вызванное сосредоточением напряжение постепенно передается, особенно при помощи глубокого дыхания, до 
сферы нёба, и касается таким образом центра обоняния. 
Но как можно объяснить передачу действия сосредоточения на нёбе (при концентрации с целью ясновиде-
ния), дальше через носоглотку до скрещения обоих зрительных нервов непосредственно около гипофиза? Мож-
но предположить, что скрещение нервов является тем аппаратом, который воспринимает более тонкие, невос-
принимаемые обычным зрением колебания. 
Мои опыты в этом направлении (посредством указанного Йога-сутрой сосредоточения на нёбе) действитель-
но вызвали самопроизвольное появление удивительных видений. Но достигнутый успех этим и ограничился, 
несмотря на трудные упражнения в течение нескольких лет, до тех пор, пока я не получил от моего учителя точ-
ных указаний, как развить зрение без помощи глаз. Оказалось, что сосредоточение должно быть не на нёбе, а на 
Аджна-чакре,- центре тонкого вещества посредине между бровями. Это было напряженное обучение. Учитель 
придавал самое большое значение регулярности (соотношению интервалов и ритма) упражнений, так же как и 
исполнению правил воздержания в жизни, но больше всего проверке моих видений. Первое, чему я должен был 
научиться, это различать действительные и выдуманные образы тонкой материи. Так, например, каждый день я 
должен был производить следующий эксперимент: моя жена ставила вечером на определенное место какой-
нибудь предмет (вазу, статуэтку и т.п.), а я должен был на другое утро из другой комнаты ´видетьª этот предмет Борис Сахаров. ОТКРЫТИЕ ТРЕТЬЕГО ГЛАЗА. 1. Как был открыт этот метод 
 
http://www.orlov-yoga.com/ 
 
 

с закрытыми глазами. Эту задачу я решал ежедневно на протяжении двух лет, значит не меньше семисот раз, и 
почти каждый раз, за исключением малого числа промахов, я видел правильно. 
Моего учителя я видел каждый день: это вполне подтверждалось свидетельством моей жены и ее подруги, 
ясновидящей с давнего времени. Затем я научил этой технике моего друга Ф. и его сестру Е. И они достигли той 
же степени развития так, что могли точно видеть учителя, как это делали мы. Мой друг даже смог нарисовать 
портрет учителя. Через три года я был в состоянии видеть картины на любом расстоянии, хотя лишь на несколь-
ко мгновений. Учитель мне объявил, что теперь я смогу видеть, принимать мысленно его послания. Он передал 
для пробы мне и моей жене отдельно одно и то же послание, мы его записали каждый отдельно, затем сравнили: 
текст совпадал. Мне были даны и другие доказательства моей способности к телепатическому восприятию. Но 
мне все же казалось, что я двигаюсь вперед слишком медленно. Мои теоретические изучения йоги указывали 
мне на новые возможности. И я попробовал расширить мои упражнения, которые мне показались слишком про-
стыми, и даже примитивными. Я вбил себе в голову, что правильному развитию ´третьего глазаª непременно 
должно предшествовать пробуждение силы Кундалини и поэтому я расширял все больше технику дыхания (пра-
наяму). Я пришел к убеждению, что скорее и лучше смогу добиться результатов, если буду работать не с Адж-
ной, а с Муладхарой (с центром в копчике). 
Но это было роковой ошибкой, потому что с этой поры все покатилось вниз: я потерял все способности, все 
видения. Мои бесконечные изменения в упражнениях окончательно расстроили ритм. Я часто спрашивал об 
этом учителя и просил у него совета, но всегда получал ответ: ´Ты меня правильно слышишь, но должен упраж-
няться только так, как я тебе сказалª. Но я не мог повернуть обратно. Напряженно и с максимальным сосредото-
чением делал я дальнейшие неудачные опыты. Порой на несколько дней я проводил старую технику, но затем 
мое мучительное желание исследователя толкало все к новым отступлениям и попыткам усовершенствования. 
Так продолжалось несколько лет. Хотя я потерял все видения, как будто их и не бывало, но зато я собрал бога-
тые знания в теоретических областях Йоги. 
Я изучил Тантру (индусская оккультная традиция). В течение моих мучительных попыток самому найти 
правильный путь, я надумал испытать учителя и то наставление, которое он дал мне раньше. В Румынии у меня 
была подруга молодости, ясновидящая, которая уже много лет назад имела такие же видения, а также знала мое-
го учителя и могла возобновить с ним контакт. Она мне предложила, чтобы я написал моему учителю письмо на 
санскрите (которого не знала), и она это письмо покажет учителю. Я так и сделал, будучи уверен, что моя зна-
комая, выступающая в роли посредницы, не сможет его прочитать. Кроме того, она уже значительное время ле-
жала в больнице в румынском провинциальном городке, так что не могла бы показать мое письмо санскритоло-
гу. Значит ´обманª тут не был возможен. 
Ответ был получен вовремя. Написан он был по-русски: ´Заметь, не Муладхара, а Аджнаª. Я спрашивал 
учителя, на чем я должен сосредотачиваться, на Муладхаре или на Аджне. В остальном его указания вполне 
совпадали с теми, что и раньше. Но и это меня не убедило. Я продолжал эксперименты. В 1937 году я познако-
мился со Свами Шиванандой Сарасвати. На мои вопросы относительно правильной техники медитации, он от-
ветил мне то же ó ´В центре Аджнаª, но я просил его разрешения продолжать мои упражнения в Муладхаре, 
на что он в конце концов согласился. 
Спустя год я обратился к нему и спросил, не лучше было бы снова перейти к упражнениям в Аджне? Он мне 
ответил: ´Ты достиг достаточных успехов в концентрации на Муладхара чакре. Не делай частых переменª. Так 
прошло еще десять лет. Между тем после десятилетней концентрации на Муладхаре, я получил опять видения, 
но развить их я был не в состоянии. Тогда мне пришло в голову испробовать технику моего учителя на других. В 
продолжении нескольких месяцев у трех человек, упражнявшихся независимо один от другого, появились одни 
и те же переживания и видения. Они видели лицо учителя и получали с ним контакт. Это побудило меня отка-
заться от моих опытов с другими центрами и опять начать сначала упражнения по технике, указанной мне учи-
телем. Таким образом после 23 лет работы по собственному усмотрению, я вернулся к упражнениям, которые 
уже давно перестал практиковать. 
Конечно, в продолжение этого долгого времени я собрал богатый практически материал, но замечательно то, 
что я установил, что в моих экспериментах правильным было только указание моего учителя. И мне стало ясно, 
что глаз учителя, как лучистый взгляд, никогда не терял меня из виду и всегда невидимо руководил мной. И ко-
гда я во второй раз вернулся к нему, как блудный сын, я услышал его голос: ´Ты не потерял это время. Ты про-
двинулся значительно впередª.


Категория: Борис Сахаров | Добавил: Админ (09 Января 2009)
Просмотров: 880 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
WMLink
Поиск истины © 2024
Хостинг от uCoz