Суббота, 04 Мая 2024, 03:19
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная Каталог статейРегистрацияВход
Меню сайта
Категории каталога
Ури Геллер [1]
Елена Мироненко [62]
Шелдан Нидль [15]
Кэтрин Райдалл. [11]
Горелов Н. [0]
А. В. Шишкинский [34]
А. Симатов [13]
Ключников С.Ю. [22]
Вадим Зеланд [49]
Чарлз Ледбитер [21]
Владислав Лебедько [9]
Виктор Рогожкин [67]
Дешане Ж. М. [10]
Александр Астрогор [15]
Виктор Алексеевич Ефимов [38]
Василий Васильевич Розанов [4]
Барбара Энн Бреннан [34]
Ричард Вебстер [30]
Мишель Нострадамус [17]
Вадим Зеланд [31]
С. Мульдон, Х.Каррингтон [56]
Дэвид Айк [17]
А.П. Лаврин. [28]
Виктор Михайлович Кандыба [55]
Геше Майкл РОУЧ Кристи МАКНЕДДИ [0]
Раймонд Моуди [31]
Евгений Колесов [14]
Александр Моисеевич Вейн [69]
Борис Сахаров [8]
Эрнст Рифгатович Мулдашев [8]
Ванга. [12]
Дениз Линн [38]
Бореев Г. А. [45]
Константинос [20]
С.Н.Лазарев [146]
Виктор Михайлович Кандыба [33]
Главная » Статьи » Книги » Борис Сахаров

Открытие третьего глаза Метод и практика (развитие духовного центра ясновидения)
Прежде всего вопрос о том, какие сидячие позы при ´стрельбе из лукаª эффективнее. Восточные народы 
предпочитают ó и правильно, как вы это сейчас увидите,- сидение со скрещенными ногами: ´турецкаяª поза 
(как у нас сидят портные), поза ´лотосаª (иногда это называют позой Будды, ´совершеннойª позой) и т. д. На-
оборот, западные жители чувствуют себя комфортно только сидя на кресле или стуле. 
Бесспорно, лучшее из сидений ó это падмасана, поза ´лотосаª, т. к. при нем возможно полное совключение 
магнетических течений в ногах и в руках, и кроме того: 
1. Вся нижняя половина тела (до пахового изгиба) практически выключена. 
2. Достигается самая большая концентрация магнетического потенциала в руках и ногах, которые соприка-
саются друг с другом (пальцы рук иногда смыкаются, образуя кольцо). 
Но так как поза ´лотосаª очень трудна и требует по меньшей мере полгода, а то и год упражнений в ней (и 
даже тогда европейцу трудно находиться в ней достаточно долго),- можно, если вопрос только в том, чтобы был 
Б.К.C.Айенгар в позе 
падмасана Борис Сахаров. ОТКРЫТИЕ ТРЕТЬЕГО ГЛАЗА. 3. Положение тела 
http://www.orlov-yoga.com/ 
 
 
22 
перекрыт ток, принять позу горакшасана, при которой обе подошвы ног и обе ладони держатся вместе (хотя на 
практике это иногда даёт отрицательный результат). 
Концентрация магнетических токов очень быстро вызывает заметный жар в основании и в канале позвоноч-
ника и это ó безошибочный признак правильного совключения токов. 
´Когда всматриваешься в сияющее солнце в гипофизе и при этом остаешься в позе ´лотосаª, вскоре чувству-
ется внутренний жар в основании позвоночника (Муладхара), который потом по доходит до затылка. При пере-
ходе в позу горакшасана или если просто вытянуть ноги, этот жар прекращается. Он возвращается, если снова 
перейти в позу ´лотосаª. 
Утром в половине шестого, при сидении в падмасане, и ´всматриваясь в 
ОМª (см. следующую главу), почувствовал внутренний жар в Муладхаре, а с 
прибавлением медитации на солнце в кха этот жар распространился по всему 
телу и вызвал сильное чувство тепла и пот. Но стоило вытянуть ноги ó и 
этот жар исчезал, хотя упражнение продолжалось. В позе горакшасана поя-
вились следы жара, и он достиг прежней силы при переходе в позу ´лотосаª. 
(Из моего дневника). 
Хотя при продолжительном упражнении в горакшасане со временем так-
же вызывается жар, но этот жар значительно слабее. Это показывает, что эту 
позу это надо считать неполноценной. Поэтому рекомендуется не горакшаса-
на, но, как подготовка к падмасане, облегченная поза ´лотосаª, или муктаса-
на. Она исполняется в двух вариантах: 
1. Классическая муктасана, при которой лодыжки лежат одна на другой. 
2. Так называемая яджнавалкья, при которой лодыжки лежат одна около 
другой. 
Так как обе эти позы легки, первый вариант служит в качестве первона-
чального упражнения для перехода к позе ´лотосаª, а второй вариант яджна-
валкья ó как первая ступень к муктасане. Чтобы легче усовершенствоваться 
в позе ´лотосаª, надо в одном и том же упражнении начинать с яджнавалкья 
(когда ноги соприкасаются) и переходить к муктасане (облегченная поза ´ло-
тосаª). 
Поза муктасана: ´Сегодня утром в муктасане, сосредоточение на солнце 
со знаком ОМ (середина между бровями) проводилось в продолжении 20 ми-
нут. Почувствовались слабые признаки тепла, они стали еще сильнее при дыхании ´кузнечные мехаª (см. далее), 
и распространились по всему телу. Когда же я вытянул ноги, положив их крест на крест с руками на коленях, 
ощущение теплоты уменьшилась. Также и в муктасане. Переход к позе ´лотосаª опять увеличил жар и он стру-
ился с шеи и лица. Возвращение к муктасане уменьшило жар и вернуло его к копчику. Это повторялось при 
каждой перемене этих позª. 
Поза яджнавалкья: ´В полдень кхамаджнатам (ожидающее созерцание темноты перед глазами) в течение 
четверти часа с незаметным дыханием в позе яджнавалкья. Никаких видений, но сильный жар. В полдень сосре-
доточение на желании вызвать из памяти в сознание знакомое лицо. Через несколько минут оно появилось в ви-
дении, подвижное и смеющееся, с ним так же и другие менее ясные картиныª (Из дневника). 
Таким образом доказывается пригодность этой позы. 
Относительно обыкновенной позы ´портногоª (по-турецки),- о ней не может быть и речи, так как в этой позе 
сидят не прямо (голова, шея, спина не на вертикальной оси). Кроме того жар в позвоночном столбе, разливаю-
щийся в позе ´лотосаª, при переходе к позе ´портногоª исчезает, тогда как в муктасане и яджнавалкья этот жар 
только ослабляется. 
При обыкновенной европейской позе на стуле или в кресле (которая, впрочем, известна у буддистов как поза 
майтрейи) тоже остается в силе правило: магнетический круг должен быть замкнут, ноги должны лежать крест-
накрест (т.е. не должны просто стоять рядом). Следующие примеры показывают это: 
´Я сидел на стуле и испробовал различные положения ног. Видения являются главным образом при сидении 
с ногами крест-накрест и с руками на коленях. 
Тратака (см. следующую главу) и сосредоточение на объекте вызвали целый ряд подвижных видений и даже 
начало светящихся и догорающих (видения третьей ступени). Я сидел при этом в позе майтрейи с голенями 
крест-накрест. 
Если ставил ноги параллельно ó видения прекращалисьª (Из моего дневника). 
 На положение рук надо обращать внимание, т. к. оно влияет через магнетическое переключение, на дыхание, 
а также на сосредоточение. Это лучше всего видно из практических примеров: 
Б.К.C.Айенгар в позе 
падмасана Борис Сахаров. ОТКРЫТИЕ ТРЕТЬЕГО ГЛАЗА. 3. Положение тела 
http://www.orlov-yoga.com/ 
 
 
23 
´Определилось, что положение рук влияет на продолжительность сосредоточения. Так, например, сознание, 
уже достигшее фазы медитации, возвращается к сосредоточению с непрерывным дыханием, если руки положить 
на колени (чинмудра). Если руки сложить, медитация возобновляется. 
В то время, как положение рук с ладонями на коленях в позе ´лотосаª вызывает непрерывное дыхание с со-
средоточением, т. е. увеличение продолжительности паузы с воздухом в лёгких, то если положить руки на по-
дошвы ног (накрест или прямо), тут же появляется пауза без воздухаª (Из моего дневника). 
Резюмируя, я хочу еще раз указать на то, что мой учитель особенно рекомендовал сидение в позе майтрейи 
со скрещенными голенями и с руками на коленях. 
Мы достигли последнего и самого важного раздела нашего исследования ó самой практики. Мы установили, 
что активизация ´третьего глазаª не представляет собой болезненного развития и не способствует заболеванию, 
а является вполне нормальным развитием органов, которыми мы владели миллионы лет тому назад, но в течение 
этого огромного времени запустили и таким образом достигли вместо более полного гармоничного развития ó 
хилости соответствующих органов и потери связанных с ними способностей. Мы открыли, далее, что целена-
правленное развитие этих органов (гипофиза и шишковидной железы), вначале незначительное и медленное, 
впоследствии начинает происходить автоматически. Наше стремление поставить под контроль это развитие и 
ускорить его, приводит к единственно логическому и абсолютно необходимому заключению: развитие ´третье-
го глазаª действительно приводит к желанному результату гармонического развития указанных духовных спо-
собностей без вреда для ума. 
Остается открытым вопрос, как технически осуществить это развитие. Во-вторых, хорошо было бы знать, за 
какое время можно достичь полного развития центра воли и ´третьего глазаª, применяя предложенную нами 
специальную технику для ускорения их активизации, так как именно в этом состоит наша цель. 
Согласно учению йогов и в соответствии с новейшими биологическими исследованиями для реконструкции 
нашего мозга в этом направлении необходимо около одного миллиона лет. Для сокращения же срока этого про-
цесса, йоги указывают на специальную процедуру, которая должна лежать в основе каждого духовного, а не 
только мистического усилия ó так называемую ´мантруª, или ´заклинаниеª. Слово ´заклинаниеª, конечно, не 
может дать точного смысла слова ´мантраª, да и вообще при переводе индийской терминологии на новые языки 
можно достичь только приблизительной точности, да и то иногда смысл так и остается неясным или преврат-
ным. Слово ´мантраª нельзя перевести, как ´молитваª, а переводя ее как ´заклинаниеª (волшебное изречение) 
мы как будто уходим в сторону идолопоклонства или волшебства. 
Этимологически ´мантраª значит: тра ó защита, ман ó посредством мышления, т. е. ó духовная формула, 
которая предохраняет от ´злых силª. Теургически же это значение простирается от высшей духовности возвы-
шеннейшей философии Божественного до глубочайших бездн ´черной магииª. Так же как природная сила 
(электричество, атомная энергия и т. п.) может быть благотворной или смертоносной, в зависимости от наших 
добрых намерений или злого умысла, так же и сила мантры может принести благодать или ввергнуть в преступ-
ление. 
Но не звучит ли ребячески в наш просвещенный век, что с помощью ´заклинанияª, или как бы мы его ни на-
звали, можно преодолеть такой громадный период времени, как один миллион лет? И все же утверждение древ-
него мудреца, что через этот период в один миллион лет можно перескочить, повторив одну мантру 12 миллио-
нов раз, не так бессмысленно, как это выглядит на первый взгляд. 
Согласно учению йоги каждая мантра содержит кроме сосредоточенного мышления, которое составляет ее 
сущность, еще и тайную силу, скрытую в самой существенной части мантры, в так называемом биджа (т. е. се-
мени), и путем многократного повторения мантры эта тайная сила извлекается и может быть использована. Ве-
личайший и могущественнейший из всех биджа (а значит из всех мантр) есть священный слог ОМ. В нем, как в 
каждом биджа, есть носовое М (напевание, жужжание), или гудящее М-М-М-М, которое по этому учению как 
раз и содержит в себе силу мантры. 
Как это возможно? 
Взглянем на слог ОМ сначала только как на звук, который имеет предназначение блокировать влияние извне, 
чтобы обратиться к собственным внутренним процессам. Выговаривают этот слог как АОУмм, но как звук, в 
котором ни А, ни О, ни У отдельно не слышны, а гудящее М должно сопровождать произнесение всего слога с 
самого начала. В этом ´гудящем Мª (в биджа обычно выговариваемое как гортанное ´нгª в слове ´Гангª) лежит 
всё решение задачи. Напевность, гудение, жужжание приводит в колебание, через мягкое нёбо, всю область ги-
пофиза, а звучание М ó целую область кха (от середины между бровями до шишковидной железы). К этому на-
до прибавить еще глубокое и становящееся все сильнее сосредоточение мысли. Это сосредоточение мысли, в 
соединении с М-м-м-колебанием, активизирует сперва гипофиз, как центр воли, а затем и шишковидную железу, 
все усиливая активизацию вплоть до раскрытия ее, как ´третьего глазаª. 
По общему биогенетическому закону, сперва возникает необходимость функции, и только затем возникает 
соответствующий орган, ó и наоборот, если функция будет пренебрегаться и подавляться, то и орган захиреет. Борис Сахаров. ОТКРЫТИЕ ТРЕТЬЕГО ГЛАЗА. 3. Положение тела 
http://www.orlov-yoga.com/ 
 
 
24 
Поэтому необходимо снова разбудить эту функцию в теле, для того, чтобы этим опять автоматически вызвать 
развитие шишковидной железы. Целесообразнее всего это можно сделать повторяя ОМ-биджа в соединении с 
сосредоточением на желании видеть кха. Повторять эту мантру можно и не вслух, достаточно это делать мыс-
ленно, только надо при каждом повторении напевного (жужжащего, гудящего) М подчеркивать это прикоснове-
нием корня языка к мягкому нёбу и, таким образом, обеспечивать вибрации (колебания) всей области кха. 
Это упражнение называется словом набхомудра и гласит: ´Где бы не находился йог, что бы он ни делал, все-
гда он должен держать язык (корень языка) вверх (к мягкому нёбу) и всегда задерживать дыханиеª (Гхеранда-
Самхита, III, 2). 
´Задерживать дыханиеª, как объяснено выше, есть требование концентрации мышления, которое всегда свя-
зано с задержанием дыхания (с воздухом) и усиливается через повторение ОМ-мантры: ´Повторение этого ОМ и 
размышление о его значении ó есть путьª (Йога сутра, 1, 28). 
Древнеиндийские мудрецы знали тайны обмена веществ, деятельности желез внутренней секреции и гормо-
нальных желез, которые наша наука открыла только в прошлом столетии. Они знали, кроме того, также о роли, 
которую играют эти железы, (подчинённые тонко-субстанциональным центрам ó чакрам) в установлении гар-
монии ´телесногоª, ´душевногоª и ´божественногоª (´духовногоª). По этому учению у человека, упражняюще-
гося по способу, указанному выше, происходит духовный обмен веществ. 
Вибрации мантры возбуждают через головные центры (гипофиз и шишковидную железу) остальные центры 
тела (чакры), физические корни которых ó это соответствующие железы: щитовидная, загрудная (тимус), под-
желудочная, надпочечная, половая и копчиковая. Так возникает тонкосубстанциальный обмен веществ, соответ-
ствующий грубосубстанциальному обмену, вызванному физическим обменом веществ. Тонкосубстанциальный 
обмен координируется, главным образом, гипофизом через все эти ´станции духовногоª ó чакры (цветы лотоса 
и мистические круги), которых в человеке всего двенадцать (семь при движении вниз, т.е. при нисхождении, ó 
и 5 при движении вверх, т.е. при восхождении). Такое обращение тонких энергий (которое, между прочим, при 
продолжении упражнений, чувствуется и физически, как заметный внутренний жар в позвоночном столбе) через 
12 мест, как мы уже показали, соответствует одному году нормального развития, так что 1 миллион лет может 
быть на практике заменен таким же числом этих обращений. 
Из этого следует, что 12 000 000 повторений мантры биджа производит такое действие, которое действи-
тельно может значительно сократить страшно долгий период времени в миллион лет. Ибо повторение звука ОМ 
по описанному способу продолжается всего две с половиной секунды, так что 12 000 000 таких повторений зай-
мут всего 8 333 и 1/3 дней, или около 23-х лет. А если для упражнений выделить больше времени, то этот срок 
еще более сократится: при 8-часовом упражнении в день он будет не более трех лет. 
Но кто, кроме индийских йогов и западных монахов, которые могут посвятить все свое время своим духов-
ным занятиям, сможет ждать 23 года, или выделить в день 8 часов для упражнений? 
Из этого следует: что надо попробовать сократить еще более общее время (8 333 1/3), но не путем более про-
должительных дневных упражнений, а посредством увеличения напряжения. Для этой цели послужит известная 
нам техника духовной стрельбы из лука, которую нам остается изучить и на практике. 
Эта техника распадается на три части: 
1. ´Накладывание стрелыª и ´прицеливаниеª (тратака). 
2. ´Натягивание лукаª (самбхави мудра).  
3. ´Пуск стрелыª (кхечари мудра). 
 Рассмотрим их по порядку. Борис Сахаров. ОТКРЫТИЕ ТРЕТЬЕГО ГЛАЗА. 
 
http://www.orlov-yoga.com/ 
 
 
25 
4. ´Накладывание стрелыª и ´прицеливаниеª (тратака) 
 
´Наложи стрелу, заостренную преданностью (самопожертвованием)ª,- гласит текст Упанишад. 
Что значит ´преданностьюª? Во-первых, ´стрелаª ó принцип мышления ó посредством медитации (т. е. 
посредством систематических упражнений в ´стрельбе из лукаª) не ´заостряетсяª уже потому, что в продолжи-
тельной ´стрельбеª затупится. Значит тут речь идет не о простом повторении упражнений, которые должны ´от-
точитьª стрелу, т. е. принцип мышления. Во-вторых, об остроте стрелы обычно заботятся перед стрельбой. Объ-
яснение даёт слово в оригинале ó ´упазаª ó ´присутствие сидя в ожиданииª. Когда в индийском тексте имеет-
ся в виду медитация, употребляется слово ´дхьянаª или по крайней мере какая-нибудь производная от корня 
´дхиª (дхья). 
Понятие же упаза удачнее всего переводится как ´эйдетическая установкаª. Посмотрим, каким образом эта 
´эйдетическая установкаª может ´заострить стрелуª принципа мышления. Греческое слово ´эйдосª значит ´об-
разª. Значит ´эйдетическая установкаª ó это установка на образ, который сначала должен обрести существова-
ние в воображении. Надо, следовательно, сначала иметь ´образª (пластическое изображение желаемого объекта, 
которое переходит в наши видения); он представляется, как правило, всегда иначе, чем мы его представляем. 
Положим, что мы хотели в нашем видении увидеть определенного человека. Мы ставим перед собой его порт-
рет. Что же дальше? 
В большинстве книг рекомендуется сконцентрироваться так называемым ´центральным взглядомª на сере-
дине между бровями портрета и смотреть, не мигая. Таким образом, мы можем видеть сразу целое лицо, что 
иначе ó если мы будем переводить взор с одного глаза портрета на другой глаз, на рот, ухо и т.д.- никогда не 
случится. Помимо того, фиксирование взора должно происходить без мигания. 
Другими словами, мы должны неподвижно и не мигая смотреть в одну точку ó середину межбровья того, 
кто изображён на портрета, не обращая внимания на слезы, которые уже через 1 ó 2 минуты этого взгляда без 
мигания начнут затуманивать ясность нашего зрения. Но это ничего, говорят нам, при небольшой практике эти 
слезы исчезнут. 
Но это совершенно неверно. Во-первых, так как смешивается причина со следствием, во-вторых, необходимо 
делать совсем обратное. Надо именно переводить взгляд с одной части образа на другую. Потому что не концен-
трация мыслей развивается посредством немигающего взора, как это рекомендуется в некоторых индийских 
книгах по йоге, а наоборот: когда концентрация мыслей достигает известной ступени, взор без мигания проис-
ходит сам собой, и тогда без всяких упражнений можно смотреть по полчаса и больше. В-третьих, это упражне-
ние называется по-индийски ´тратакаª (от ´траª ó предохранять и ´атª ó блуждание, отклонение), т. е. 
´блужданиеª (ат-ака) взгляда (по объекту), чтобы избежать всякого ´отклоненияª (тра). Если бы это было 
´предохранение от блужданияª, то слово было бы не ´тратакаª, а наоборот ó ´атакатраª. 
Это блуждание взгляда необходимо и неизбежно, так как взгляд и мысли задерживаются самое большее не-
сколько секунд на какой-либо подробности образа. В последующее мгновение взгляд уже ускользает, а за ним и 
мысли,- от этой способности как раз и надо избавиться. Это происходит постоянно в нашей жизни, когда мы 
желаем на чем-нибудь сосредоточиться, но это ничуть не подвигает нас вперед в смысле способности к концен-
трации. Значительно целесообразнее будет, при концентрации на чем-либо, использовать эту удивительную осо-
бенность взгляда и тесно связанного с ним мышления, в том смысле, чтобы смотреть на отдельные подробности 
образа только столько времени (несколько секунд), сколько необходимо взгляду для восприятия и фиксации, а 
затем сейчас же переходить к другой детали и таким образом не дать взгляду и мышлению возможности пре-
рвать поток мыслеформ в концентрации (правильнее сказать ó в медитации). Это и надо понимать под трата-
кой. 
Это скольжение взгляда имеет целью нечто более важное чем только непрерывное сосредоточение. Так как 
тратака не есть еще сосредоточение, а только подготовка к нему: это только ´накладывание стрелыª и ´прице-
ливаниеª. Сосредоточение представляет ´натягивание лукаª, но ´прицеливаниеª предполагает, что наконечник 
стрелы, несмотря на дрожание рук остается наведенным на центр мишени: принцип мышления (´стрелаª) дол-
жен быть постоянно наведен на центр объекта (´мишеньª), несмотря на начальное отклонение от него наконеч-
ника стрелы. Сравнение со стрельбой из лука было бы еще более удачным, если бы мы прибавили беглое рас-
сматривание (изучение) ´мишениª, так как тратака, как упражнение, имеет две части: первая часть его есть 
вышеупомянутое ´блужданиеª (отклонение взгляда) ó изучение мишени, тогда как вторая часть делается с за-
крытыми глазами. Это и есть прицеливание в центр мишени, осуществляемое в продолжении всей стрельбы из 
лука и даже после пуска стрелы как ожидание попадания в цель. 
Точно так же, как при нацеливании глаз направлен не на всю мишень или на ее отдельные части, а только на 
ее центр ó эта вторая часть тратаки означает уже не дальнейшее блуждание принципа мышления с закрытыми 
глазами, а всепоглощающую направленность сознания на центр объекта. 
Это удается, если стрела ´заостренаª. Борис Сахаров. ОТКРЫТИЕ ТРЕТЬЕГО ГЛАЗА. 4. ´Накладывание стрелыª и ´прицеливаниеª (тратака) 
http://www.orlov-yoga.com/ 
 
 
26 
При созерцании объекта, речь идет не о созерцании с целью запомнить отдельные его части, чтобы можно 
было себе представить этот объект с закрытыми глазами, а в том единственном смысле, чтобы приобрести ´чув-
ствоª к этому объекту, эйдетическую установку к нему, настоящее стремление (´жажду его видетьª), короче 
говоря ´преданностьª к нему. 
Эта ´преданностьª хотя и является лишь подготовкой к сосредоточению, проходит золотой нитью через всю 
технику; чем сильнее эта полная ´преданностьª (установка), тем ´острее стрелаª сознания и тем легче ´натяги-
вание лукаª, которое должно производиться только одной этой ´преданностьюª (упаза или бхава) и тем вернее 
´попадание в центр мишениª. 
Таким образом, эта установка, ´сидение там в ожиданииª (упаза) и есть движущая сила всей ´стрельбы из 
лукаª. Успех ее или неудача зависит от преданности: если упражняющемуся не удается разбудить в себе пра-
вильное (т. е. настоящее) эйдетическое чувство к выбранному объекту, потому ли, что объект ´ничего не гово-
рит емуª и он не может поэтому почувствовать контакта с ним, или по другой причине ó стрела не попадает в 
центр мишени (или вообще в цель), а попадает куда-либо в другое место, или просто падает на землю. 
Но довольно теории! 
Прежде чем выбрать объект, надо принять меры предосторожности ó сделать ´крест пространства Будд-
жаª: мы садимся в известную асану (позу) и посылаем во все стороны ó вперед, назад, вправо, влево, вверх и 
вниз ó мысль примирения (умиротворения), мира, доброжелательства, приблизительно так: ´да будут все суще-
ства счастливы, да будут все существа мирны, да будут все существа блаженныª. Чем чаще мы это делаем, тем 
лучше будет нам. Позже мы узнаем, что открытый ´глазª перебрасывает настоящий мост к тому, что видно этим 
´глазомª: мысли воздействуют на объект видений и если объект сильнее, чем мы, тем сильнее будет его реак-
ция. Поэтому надо остерегаться посылать мысли ненависти или низких желаний покорения (властвования), уг-
нетения и т. п., ибо ´что посеешь, то и пожнешьª. 
Эта гармоническая установка ко всему окружающему создает себе самому хорошую защиту, так как она от-
брасывает подобные дурные мысли других: каждая мысль есть материальная сущность, которая имеет форму, 
цвет и вес. 
Итак, выбираем объект. Самое лучшее ó это взять солнечный круг со знаком ОМ. Только сам круг (солнеч-
ный или лунный) не мог бы дать нашему взору возможности ´блужданияª и поставил бы под вопрос исполнение 
тратаки. Поэтому вырежьте из золотой бумаги круг и приклейте на голубой фон, который должен представлять 
небо. На этот круг приклейте знак слога ОМ и, если захотите, золотые лучи вокруг солнца. Это не ребячество, а 
очень ценная помощь для глаз, как вы в этом сейчас же убедитесь. Сядьте перед этим ´солнечным кругомª и 
посмотрите на него 2 ó 3 секунды и прежде еще, чем ваш взгляд соскользнет, начните блуждание взора: снача-
ла на лучи, потом на знак ОМ, затем опять к солнечному кругу, лучам и так около 2 ó 3 минут. Затем закройте 
глаза: вы увидите в темноте, перед вашими закрытыми глазами, след солнечного круга, который медленно гас-
нет. Этого следа не было бы, если бы не было бы фона и нам пришлось бы, как делают слепые, прямо сосредо-
точиться на представлении солнца. Некоторые индусские книги рекомендуют действительное смотрение на 
солнце. Но это от незнания факта, что небо (кха) в индусских писаниях не есть физическое небо, а место в голо-
ве, выше ´нёбаª. Поэтому смотрение на солнце в этом месте должно быть только воображаемым. 
Созерцание нарисованного солнечного круга оставляет в области гипофиза ясно ощущаемое чувство давле-
ния, которое показывает, что центр гипофиза (Аджна-чакра) активирован (´стрела наложена на тетивуª). Если 
этого чувства нет, как это часто случается ранним утром, когда сознание еще не совсем бодро (не совсем про-
снувшееся), то нет смысла продолжать попытки. Лучшее средство для активизации гипофиза, это мундаки муд-
ра ó ´печать лягушкиª: корень языка прикладывается к мягкому нёбу и трется несколько раз, сейчас же вызы-
вая желаемое чувство. Это положение языка (нам оно известно из набха мудра) всегда рекомендуется при дыха-
тельных упражнениях и при сосредоточении. Борис Сахаров. ОТКРЫТИЕ ТРЕТЬЕГО ГЛАЗА. 
 
http://www.orlov-yoga.com/ 
 
 
27 
5. ´Натягивание лукаª (самбхави мудра) 
 
´Натяни лук сознанием, направленным на духовную установкуª ó гласит формула. Духовная установка 
(бхава) ó это преданность объекту, которая добыта через тратаку и является единственной упругостью, с по-
мощью которой натягивается тетива лука. Это ´натягивание лукаª представляет важнейшую часть 
´стрельбыª ó концентрацию. Однако появляется вопрос: на что надо концентрироваться: на объекте, т. е. пред-
ставление о нём в сознании (на внешнюю его форму), или на центр, в котором показывается эта форма, значит 
прежде всего на середину межбровья (центр гипофиза), или на другое место в голове, например на темя, где, как 
считают индусы, находится ´отверстие Брахмыª ó ´Врата Нирваныª. 
Такие вопросы сбивают с толку начинающего и нужны годы, десятки лет, даже вся человеческая жизнь, пока 
не поймёшь, что все эти вопросы лишние. Ибо, если концентрация правильна, тогда сам принцип мышления 
находит правильный путь и правильный центр. А когда она правильна? Тогда, когда она самопроизвольно разо-
вьется из предыдущей ступени ó т.е. из тратаки, из преданности объекту, одним словом, если концентриро-
ваться на ´чувство объектаª. Текст ясно говорит о том, что ´натягивание лукаª происходит с сознанием, направ-
ленным на духовную установку. Но что же значит концентрация на ´чувство объектаª? Если это сосредоточение 
мыслей, то не должно ли это означать, что наши мысли должны быть сконцентрированы на объекте, другими 
словами, мы сами должны сосредоточиться на наших мыслях об этом объекте? Ведь в книгах по йоге пишут, что 
надо владеть мыслями, концентрировать их, и в конце логического развития отстранить? 
Но такие требования находятся (это может быть удивит читателя) только в западных книгах по йоге. Их нет в 
индийских оригиналах, в писаниях. Термин ´сосредоточение мыслейª (концентрация) есть в западных или на-
писанных индийцами для запада книгах: в санскритских текстах соответствующего выражения нет. То, что в 
западных книгах называется концентрацией по недостатку эквивалента, по индийски звучит как ´дхарнаª т. е. 
´удерживаниеª, или ´задерживаниеª, или ´упорствованиеª. Дхарна не относится к нашим мыслям (которые не 
принадлежат нашему существу, а скорее являются ´гостямиª нашего сознания), а к нашей ´субстанции мышле-
нияª (читта). Она представляется индийцам как море, а наши мысли ó это лишь волны на поверхности этого 
моря, вызванные ´ударами ветраª. Эти ´удары ветраª ó наши желания или желания других людей, если мы 
держим себя ´открытымиª для них. Итак, дхарна значит удерживание субстанции мышления, но не удержива-
ние волн. 
Отсюда вытекает нецелесообразность и недостаточность концентрации, т. е. ´задерживание мыслейª, как это 
преподносится и практикуется на Западе. Читта (сознание) задерживается именно в состоянии, которое в нём 
возникает при определенной мысли, но не самой мысли. А каково это состояние? Это чувство объекта, которое 
возникает при его созерцании, как желание его понять, охватить. Другими словами, сосредотачиваться надо на 
чувстве идеи, а не на самой идее. 
Теперь нам понятно, почему должна быть развита ´преданность объектуª: чем сильнее эта преданность (эй-
детическая установка) или, как она обыкновенно называется упаза или бхава, тем сильнее след, тем более ясное 
´чувство объектаª остается в нашем сознании. 
Значит, сосредотачиваемся мы не на представлении или внешней форме объекта, а на желании увидеть этот 
объект, в темноте перед глазами. Потому, что чувство есть не что иное, как ´внутреннее ощущениеª, т. е. ´зре-
ниеª объекта без помощи глаз, а желание его увидеть ó это включение центра воли (гипофиза). Из этого следу-
ет окончательная формула: надо смотреть как будто в чувство объекта, как если бы мы могли в этом чувстве 
усмотреть сам объект. При этом надо стараться задерживать это чувство как можно дольше. 
В нашем практическом примере с солнечным кругом со знаком ОМ, концентрация является усилием ощутить 
чувство этого круга (чувство, что солнце находится в середине межбровья), связанное с желанием действительно 
увидеть этот круг (сначала без, а потом со знаком ОМ). 
Практически это сводится к созерцанию, направленному в середину межбровья (брухмадья дришти), что 
можно делать, не скашивая глаза. Слово мадхья означает ´сквозьª, отсюда все значение: ´смотреть сквозь сере-
дину между бровямиª. Это созерцание ´сквозь середину между бровямиª содействует получению тотчас ´чув-
стваª гипофиза и заменяет практику мундаки мудры. Удивительно, но факт, что как бы сильно мы не концентри-
ровались на точке межбровья, мы чувствуем не это место, а именно область гипофиза. 
Оба эти вспомогательных средства: прижатие корня языка к мягкому нёбу (мундаки мудра) и концентрация 
на чувстве середины между бровями (бхрумадхья дришти), необходимы только утром для того, чтобы вызвать 
ощущение давления в области гипофиза, днем же и особенно вечером, это чувство приходит тотчас. 
Единственное средство, нужное для достижения концентрации (´натяжение лукаª), есть само созерцание в 
чувстве объекта с желанием его увидеть. Это, таким образом, не представление, а лишь ожидание. Помогают 
себе при этом тем, что страстно желают и ожидают увидеть отдельные части или весь объект, как будто их ´вы-
светилиª из темноты перед глазами. Борис Сахаров. ОТКРЫТИЕ ТРЕТЬЕГО ГЛАЗА. 5. ´Натягивание лукаª (самбхави мудра) 
http://www.orlov-yoga.com/ 
 
 
28 
Объект, на котором сосредотачивались таким образом ó удивительный факт! ó начинает двигаться во 
внутрь головы, совершенно так же, как стрела при натягивании тетивы лука движется в направлении, обратном 
выстрелу. При этом упражняющийся одновременно замечает, что его дыхание непроизвольно замирает. Это по-
стоянно сопровождающее концентрацию (дхарану) явление, и оно совершенно нормально, так что в этом случае 
нечего беспокоиться. Если этого не происходит, значит с концентрацией что-то неладно. Когда дыхание оста-
навливается, надо лишь попытаться, не мешая концентрации, сгладить переходы от вдыхания к выдыханию и 
обратно. 
Возникает вопрос, как долго надо сосредотачиваться? 
Учение йоги утверждает, что раскрытие центра требует непрерывной дхараны (удержание принципа мышле-
ния) в продолжение двух часов. Поэтому продолжительность упражнений зависит от времени, в продолжение 
которого принцип мышления (сознания) удерживается на объекте а также и от способности продвигающегося. 
Но тут действует еще один закон, похожий впрочем на закон электодинамики: мощность тока пропорциональна 
квадрату его напряжения. Это значит, что если вместо двух часов непрерывно концентрироваться только один 
час, то мощность будет не половина, а половина в квадрате, т.е. 1/4 первоначальной; при получасе, т. е. при чет-
верти предписанных двух часов,- 1/4 в квадрате, или 1/16 мощности и т. д. Значит упражняться по полчаса надо 
16 дней. 
Таким образом получаем таблицу зависимости общего времени от продолжительности ежедневных упраж-
нений:  
При двух часах в день 1 день  
При часе в день 4 дня  
При получасе в день 16 дней  
При 20 мин. в день 36 дней  
При 15 мин. в день 64 дня  
При 10 мин. в день 144 дня  
При 6,3 мин. в день 365 дней (1 год) и т. д. 
 
Формула тут следующая: 
Д=(120/Т) или Т=120/Д, где Т-продолжительность ежедневного упражнения, Д ó число дней до полного или 
частичного открытия центра (в нашем случае-открытия ´третьего глазаª). 
Эти числа, конечно, только приблизительны. Ибо наша способность к концентрации растет (не так, как в 
случае материальных сил) и сокращает необходимый срок. Но таблица наша все же полезна, т. к. она приблизи-
тельно показывает соотношение между прилагаемым усилием и результатом, и хотя она несколько охладит наш 
пыл, все же она показывает срок, когда можно с большей или меньшей положительностью ожидать результата, 
конечно, если наше прилежание будет поддерживаться, а не падать. Срок этот скромен, если его сравнить с 23 
годами, необходимыми для повторения мантры ОМ. 
Как мы сказали, концентрация должна быть направлена на объект в продолжение всего упражнения. При 
этом нам очень поможет простая, но полезная уловка: при каждом последующем упражнении надо представлять 
себе, что солнце светит все ярче. 
Успех этого упражнения, само собой разумеется, не означает еще полного открытия ´третьего глазаª. Это 
всего лишь первый проблеск успеха, если не считать истинно признака ó живого и острого сновидения ночью 
после первой концентрации. Пока это только видения первой ступени (´необыкновенные вещиª). Но как бы 
ободряюще ни действовало все это на упражняющегося, это еще не признак, что надо переходить к упражнению 
следующих ступеней. Самое большее ó это время от времени можно попробовать, не появятся ли видения вто-
рой ступени, или желаемые объекты. 
´Если при концентрации сознания, так сказать, ´нажать всей тяжестьюª на желание увидеть объект в темно-
те перед закрытыми глазами, появляется, при малейшем воспоминании об этом, видение соответствующей ве-
щи: так появились передняя сторона моего дома, часть улицы перед балконом, тополя, дома и уходящая вдаль 
улица. Погружение в темноту перед закрытыми глазами дало опять множество видений в движении, хотя и не 
частых. При беглой мысли о моих стенных часах я увидел их и час, который они показывали. Когда же открыл 
глаза, то убедился, что час был таким же, как и в виденииª (Из моего дневника). 
Концентрируясь на солнечный круг, особенно со знаком ОМ, получаем еще одно подтверждение, что упраж-
нение оказывает влияние ó это внутренний жар в позвоночнике, о котором мы уже говорили как о признаке 
пробуждения мистической силы кундалини (так поэтически это называется в индийских писаниях). Этот жар 
постепенно поднимается по каналу позвоночника вверх. Этим открываются все центры, а в конце концов, также 
и ´третий глазª или ´тысячелепестковый лотосª, как будто настоящий цветок, который в разгар зимы расцветает 
в теплице и раскрывается. Для того, чтобы эти горячие волны не мешали упражнению, рекомендуется выпол-
нить определенное дыхательное упражнение, известное под названием ´кузнечные мехаª (бхастрика). Борис Сахаров. ОТКРЫТИЕ ТРЕТЬЕГО ГЛАЗА. 5. ´Натягивание лукаª (самбхави мудра) 
http://www.orlov-yoga.com/ 
 
 
29 
Упражнение бхастрика: сидеть прямо (голова, шея, спина на одной вертикали), дышать диафрагмой без на-
пряжения подобно воздушному насосу и около 20 раз быстро менять вдыхание и выдыхание. Затем вдохнуть 
медленно и глубоко, задержать как можно дольше дыхание и медленно выдохнуть. Всё упражнение повторить 
три раза, каждый раз с сосредоточением мысли на копчике, потом на солнечном сплетении (вернее, на позво-
ночнике на высоте его) и на впадине шеи (т. е. на позвоночнике на её высоте). 
При каждом повторении этого дыхательного упражнения замечается, что жар, сконцентрированный в опре-
деленном месте, поднимается к следующему пункту (т. е. от копчика к солнечному сплетению, от него до впа-
дины шеи и выше). Эти три упражнения делаются во время концентрации на солнечном круге. 


Категория: Борис Сахаров | Добавил: Админ (09 Января 2009)
Просмотров: 1824 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
WMLink
Поиск истины © 2024
Хостинг от uCoz