Пятница, 03 Мая 2024, 23:55
Приветствую Вас Гость | RSS
 
Главная Каталог статейРегистрацияВход
Меню сайта
Категории каталога
Ури Геллер [1]
Елена Мироненко [62]
Шелдан Нидль [15]
Кэтрин Райдалл. [11]
Горелов Н. [0]
А. В. Шишкинский [34]
А. Симатов [13]
Ключников С.Ю. [22]
Вадим Зеланд [49]
Чарлз Ледбитер [21]
Владислав Лебедько [9]
Виктор Рогожкин [67]
Дешане Ж. М. [10]
Александр Астрогор [15]
Виктор Алексеевич Ефимов [38]
Василий Васильевич Розанов [4]
Барбара Энн Бреннан [34]
Ричард Вебстер [30]
Мишель Нострадамус [17]
Вадим Зеланд [31]
С. Мульдон, Х.Каррингтон [56]
Дэвид Айк [17]
А.П. Лаврин. [28]
Виктор Михайлович Кандыба [55]
Геше Майкл РОУЧ Кристи МАКНЕДДИ [0]
Раймонд Моуди [31]
Евгений Колесов [14]
Александр Моисеевич Вейн [69]
Борис Сахаров [8]
Эрнст Рифгатович Мулдашев [8]
Ванга. [12]
Дениз Линн [38]
Бореев Г. А. [45]
Константинос [20]
С.Н.Лазарев [146]
Виктор Михайлович Кандыба [33]
Главная » Статьи » Книги » Борис Сахаров

Открытие третьего глаза Метод и практика (развитие духовного центра ясновидения)
Со временем часто показываются различные отрывки видений первой, иногда, второй ступени, например, 
собственное лицо и т. д. 
Чтобы уверенно продвигаться вперед, необходимо упражнения с людьми и пейзажами начинать не раньше, 
чем появится видение светлого и лучистого, мерцающего как настоящий язык пламени. Это видение так же ост-
ро, как при нормальном восприятии физическими глазами, что свидетельствует о начале третьей ступени. Оно 
является каждому упражняющемуся несколько раз и указывает на момент, в который он может начать высшую 
ступень духовной ´стрельбы из лукаª ó кхечари мудра (блуждание в кха, ´пуск стрелыª). Это именно тот ог-
ненный язык, который должен быть ´проглоченª, т. е. через отверстие в мягком нёбе приведен до шишковидной 
железы. Этот процесс был многими понят грубоматериально, а именно, что физический язык путем определен-
ных манипуляций прячется в глотку: йоги этим будто бы побеждают голод, жажду, болезни и смерть и могут 
быть погребены заживо, оставаясь совершенно невредимыми . 
Иногда вместо этого пламени появляется видение лучистого света. 
При концентрации на чувстве гипофиза удается теперь немного ослабить давление (концентрационное) ó 
тогда появляются светлые видения, например, ясно горящее пламя свечи, мерцание. 
´Однажды во время сильной концентрации на желание видеть, на одно мгновение в середине между бровями 
появилось видение пламени свечи, но светлое и отчётливое. 
Появляются видения от созерцания солнца в середине межбровья. Сегодня во время одной такой концентра-
ции на солнце внезапно появилось светлое видение пламени, как будто кто-то держал пламя перед глазамиª (Из 
моего дневника). 
Это видение появляется даже утром, хотя утро ó самое неподходящее время для таких упражнений. 
´При усилии задержать солнце во время утренней концентрации, сейчас же наступило непрерывное дыхание, 
затем незаметное дыхание и на второй стадии появилось множество неясных видений в красках, а однажды пря-
мое, светлое пламя. 
Сегодня утром созерцание на солнце в кха сейчас же вызвало внутренний жар в копчике. Этот жар продол-
жался во все время медитации (с незаметным дыханием), но исчез при переходе к задержанию солнечного круга 
(дхарана), с непрерывным дыханием. Зато появилось очень ясное и светлое, даже осязаемое видение пламени 
свечи, которая мерцала во все стороныª (Из моего дневника). 
Приведенные примеры из моей записной книжки ясно показывают, что это видение пламени не совпадает с 
воображаемым, так как оно появляется совсем неожиданно и при этом пламя такое яркое и сияющее, что пере-
крывает все остальные видения. Борис Сахаров. ОТКРЫТИЕ ТРЕТЬЕГО ГЛАЗА. 
 
http://www.orlov-yoga.com/ 
 
 
30 
6. ´Пуск стрелыª (кхечари мудра) 
 
´Познай вечную цельª ó в этих словах вся тайна последнего действия ó ´разрешение выстрелаª. Стрелок 
из лука после того, как он пустил стрелу, неотрывно смотрит ей вслед, попадёт ли он в центр мишени. Точно так 
же и духовный ´стрелок из лукаª после разрядки напряжения сознания (´пуск стрелыª) неотрывно смотрит на 
свой объект. В то время как обычный стрелок из лука после пуска стрелы не может больше изменить ее полет 
(единственное, что еще может его изменить ó это порыв ветра), духовный ´стрелок из лукаª вполне может та-
кие ´порывы ветраª, которые возникают в его сознании, поставить под свой контроль. 
Этот контроль не должен быть новой концентрацией, которая подобно новому выстрелу выпустила бы но-
вую ´стрелуª,- и не концентрацией вообще, так как таковая бы вызвала новое ´натягивание лукаª. То, что ´пус-
кает стрелуª, напротив, это ослабление ´тетивы лукаª (напряжения мышления), но в то же время не пассивное 
сидение на определенном месте: ´Познай цельª ó гласит формула. Не следует допускать другой мысли (´порыв 
ветраª), так как каждая такая мысль тотчас же отклоняет ´стрелуª от ее направления в сторону этой мысли. Это 
значит, что стрела вместо центра мишени (объекта) попадает в новую цель ó в эту случайную мысль. С другой 
стороны, это состояние ´познания целиª не должно быть активным подавлением других отвлекающих момен-
тов. Другими словами, продолжительность и эффективность этого ´познания целиª непосредственно зависит от 
размаха ´натягивания лукаª ó концентрации. Но так как всякая сила вызывает сопротивление внешнего окру-
жения (в нашем случае: утомление принципа мышления), получается, по общему закону линии обтекания, ми-
нимальная кривая утомления, которая одновременно обеспечивает максимум мощности. 
Сообразно с этим максимум отстоит на 3/4 длины кривой от исходного пункта, и общая длина кривой тем 
меньше, чем круче её подъем. На практике из этого следует, что при скором разбеге, например, в случае (1) с 
пунктом кульминации (максимумом) уже через 45 секунд мощность еще скорее (через еще 15 сек.) упадет до 
нуля, причем максимум составит самое большее 10 секунд, а общая продолжительность ó 1 минуту. Если же, 
напротив, разбег до пункта кульминации, как в случае (2) с общей продолжительностью 20 минут (это ó про-
должительность, которая рекомендуется для таких упражнений), занимает 15 минут, то и максимум увеличива-
ется соответственно в 20 раз, т. е. до 3 и 1/3 минут. Но так как ´третий глазª открывается только при этом мак-
симуме, то само собой разумеется, что длина этого максимума, так же как и длина ´разбега упражненияª, игра-
ют решающую роль. Этим объясняется то обстоятельство, что чем сильнее напряжение во время концентрации, 
тем короче, вопреки ожиданию, её эффект, т. е. видение. Важное практическое наблюдение из этого гласит: чем 
спокойнее (менее напряжения) концентрация, тем больше видения. 
Как это понимать? Ведь концентрация ó дхарана ó есть ´натягивание лукаª, так как же она может быть не 
напряженной? 
Здесь нам помогает, как это было и до сих пор, понятие ´дхаранаª (именно поэтому мы постоянно прибегаем 
к индийской терминологии). Дхарана значит ´удержание принципа мышленияª, и только по скудности нашего 
западного словаря мы ее переводим как ´концентрацияª, а под этим понятием мы всегда понимаем известное 
напряжение, натиск мышления, в то время как ´удержаниеª есть не что иное, как ´прислонениеª, ´облегчениеª, 
´прижиманиеª к объекту давлением собственной тяжести с минимумом усилия. Другими словами, ´дхаранаª 
обозначает именно то, что мы сейчас имеем в виду, говоря о законе линии обтекания или кривой максимума 
мощности. Это еще одно доказательство того, что древние мудрецы отлично разбирались в современных осно-
вах механики. 
Принцип мышления должен, так сказать, нажимать на объект только ´своим собственным весомª, ни больше 
ни меньше. Если он будет нажимать слишком сильно, то кривая мощности сокращается; если же он будет нажи-
мать слишком слабо, то кривая станет слишком плоской и успех замедлится. Это ó секрет концентрации. 
Разница между ´расслаблениемª концентрации и действительным расслаблением, а точнее медитацией (как 
расслабление лука после стрельбы), заключена только в дыхании: чем сильнее мы пробуем задержать объект, 
его внутренний образ, тем более замедляется вдох, пока не достигнет максимума, а затем процесс переходит в 
противоположный и замедляется выдох. Так включается медитация (созерцательность, смотрение на объект в 
кха); из этого следует, что для углубления концентрации необходимо удлинить вдох, а для углубления медита-
ции ó выдох. Когда же, наконец, дыхание так уменьшится, что станет совсем незаметным, появляются видения 
от первой до высшей ó четвертой ступени, причем дыхание все убывает и на четвертой ступени (временно) 
прекращается, сходит на нет. В связи с этим в момент видения совершенно прекращается осознание себя и чело-
век совершенно забывает о себе. Это состояние называется лайя (прекращение) и относится как к дыханию, так 
и к осознанию себя. 
Но есть еще одна существенная разница между концентрацией и медитацией, которая удачно характеризует-
ся сравнением с техникой стрельбы из лука. Это касается направления внимания. Если при концентрации созна-
ние направлено на середину межбровья и вследствие это появилось ощущение, как ó будто предмет (объект) 
оттягивается, (т. е. скорее не объект, а чувство его, внутренний образ) все глубже внутрь головы, так, как оття-Борис Сахаров. ОТКРЫТИЕ ТРЕТЬЕГО ГЛАЗА. 6. ´Пуск стрелыª (кхечари мудра) 
 
http://www.orlov-yoga.com/ 
 
 
31 
гивается стрела в обратном выстрелу направлении, то во время медитации надо направлять внимание на ´третий 
глазª. При этом появляется ощущение, как будто внутренний взор направляется на середину межбровья. Этот 
факт, в котором каждый может убедиться, дал повод к неправильному толкованию этой техники,- бессмыслен-
ное скашивание глаз к середине межбровья или кончику носа. Читатель должен ясно понять, что направление 
внутреннего взора на место в межбровье должно вызвать только перенесение взгляда внутрь, а совсем не скаши-
вание глаз, так же как созерцание, направленное в ´третий глазª (в центр головы, где при концентрации чувст-
вуется тяжесть), посылает сейчас же взгляд опять вперед ó в межбровье. Именно в таком двойном смысле надо 
понимать все указания оригинальных источников относительно пресловутого созерцания на верхушки носа 
(скорее на корень носа ó места, где заканчивается плоскость лба), или межбровье (бхрумадхья дришти).  
Теперь возникает вопрос: если это направление взора в двойном смысле уже осуществлено, то когда надо пе-
реходить ко второй части, т. е. к непосредственному сосредоточению на середине межбровья во время медита-
ции? Другими словами: когда от концентрации надо переходить к медитации? 
Этот переход происходит сам собой: в момент, когда при концентрации объект пересекает локализованное в 
гипофизе ощущение давления, образ (или чувство) объекта движется извне по направлению к центру головы ó 
и сразу чувствуется, что вместе с внутренним взглядом также и объект возвращается через межбровье в свое 
первоначальное положение. Это символически представляется пуском стрелы, которая теперь уже летит по на-
правлению к мишени. 
Читатель может произвести следующий опыт: сконцентрироваться на центре головы на один момент, а затем 
отклонить свое внимание совсем немного от этого центра в направлении шишковидной железы (назад). Он сей-
час же почувствует, как его взор ´выстрелитª вперед в середину межбровья. 
Существует, следовательно, две автоматически вытекающие одна за другой ступени концентрации:  
1. Концентрация в собственном смысле, как удержание (дхарана) принципа мышления на объекте. Эта сту-
пень всегда характеризуется непрерывным дыханием (удлинением вдыхания и пауза с воздухом в лёгких) и на-
правлением внимания на середину межбровья. Этим производится ´натягивание лукаª.  
 2. Собственно медитация (дхьяна), как созерцание объекта в середине межбровья. Оно всегда сопровождает-
ся незаметным дыханием (удлинением выдыхания и паузой дыхания без воздуха в легких) и направлением вни-
мания на ´третий глазª ó в место в середине головы, где появляется давление при в концентрации. Этим произ-
водится ´пуск стрелыª. 
Так как эти две ступени сменяются автоматически, а также поскольку при каждом прерывании медитации 
(´полет стрелыª) новыми мыслями (´порыв ветраª) мышление возвращении к своему прежнему направлению, 
надо быть внимательным и не смешивать эти различные ступени. Например, нельзя проводить первую ступень с 
незаметным, а вторую с непрерывным дыханием; нельзя и концентрацию направлять на ´третий глазª, а меди-
тацию ó прямо на середину межбровья. 
 Из всего изложенного выводим окончательную методику (технику) ´зрения без помощи глазª: 
А. Рекомендуется (хотя это и не относится непосредственно к ´зрению без помощи глазª), в качестве подго-
товки упражняться 20-30 дней, как описано в первой части, в достижении ´небесного благоуханияª или ´небес-
ного вкусаª. Ибо успех хотя бы в одном из этих упражнений дает сильную уверенность, старание в упражнениях 
и выдержку, а кроме того формируется представление о правильной концентрации. 
Б. Когда вы овладеете дыхательными упражнениями и положением тела, начинайте с тратаки на солнечном 
круге (на бумаге): через 2-3 минуты созерцания закрывайте глаза и желайте увидеть этот солнечный круг (луч-
ше, если на нем будет знак ОМ) в темноте перед закрытыми глазами, стремясь удержать его также в мыслях. 
Положение языка ó корнем языка к мягкому нёбу, и постоянное повторение звука ОМ (духовно).  
В. После того, как покажутся ´необыкновенные вещиª и даже ответы на заданные вопросы (но лучше только 
после появления видения пламени), можно начинать с портретами людей: определить знакомого или родствен-
ника, с которым вы чувствуете сильный духовный контакт или известную личность, которую вы часто видели и 
сохранили о ней ´чувствоª, и делать тратаку на портрете этого человека в продолжении нескольких минут. 
После того, как при созерцании деталей портрета, вы получите ´чувствоª этого человека как бы ´присоединен-
нымª к вам (т. е. сможете удерживать в вашем сознании), закройте глаза и концентрируйтесь на желании удер-
жать это чувство, или ´внутренний образª в темноте перед закрытыми глазами. Затем этот объект, а с ним и 
´чувствоª, начнёт движение во внутрь головы: при этом не следует насильно удерживать объект в середине 
межбровья ó чувство объекта есть единственное, на что должен быть направлен ваш принцип мышления. Ды-
хание должно быть непрерывным, руки лучше всего держать на коленях. 
Г. Когда вы почувствуете, что объект при его ´блуждании в кхаª (от середины межбровья до центра головы) 
приближается к середине головы, тогда сложите руки (на коленях, на полу, на подоле) и пробуйте ´всмотретьсяª 
в ´чувствоª объекта, как будто он находится на том месте, где при концентрации была ´тяжестьª (давление). 
Как только внутренний взор снова ´выстрелитª в середину межбровья, созерцайте объект в ´третьем глазуª, Борис Сахаров. ОТКРЫТИЕ ТРЕТЬЕГО ГЛАЗА. 6. ´Пуск стрелыª (кхечари мудра) 
 
http://www.orlov-yoga.com/ 
 
 
32 
хотя взор и направлен на середину межбровья. Дыхание должно быть незаметным. Единственно, что нам нужно, 
это ожидание видения объекта в ´третьем глазуª (в середине межбровья). 
Д. Когда вы ´забудете себяª в этом созерцании, появится видение объекта или части его, которое в зависи-
мости от степени вашего развития или углубляется или медленно гаснет, оставляя тлеющий след. Единственное, 
что нам нужно на этой стадии ó это упражнение. 
Е. После достаточно продолжительной практики, особенно если удается один и тот же объект ´взятьª по-
вторно, следует начать упражняться в том, чтобы отправить ´стрелуª, не ´натягивая лукаª (т. е. как метатель 
ножей). При этом, исходя прямо из ´третьего глазаª (шишковидная железа), или из середины межбровья, смот-
рят в ´родничокª на макушке головы, так как оттуда взгляд автоматически переводится в середину межбровья. 
Таким образом, начинаем медитации прямо с ´третьего глазаª. 
В заключение еще несколько примеров из практики, которые поясняют, какие возможности дает ´зрение без 
помощи глазª: 
´Концентрация на середине межбровья ó сперва желание (без тратаки) увидеть определенный объект; за-
тем чувство центра; затем концентрация на цветок лотоса (вместо солнечного круга) и в конце концов на желан-
ный объект, без особого труда дала видение его в движении, и кроме того множество других видений. Концен-
трация сопровождалась продолжительным жаром в копчике ó 1 час. 
Сегодня ó вполне яркое видение третьей ступени: красивое лицо в натуральную величину, немного накло-
ненное, почти лежащее на щеке, с подвижными веками, медленно угасшее. Начал тратаку на стенную карту, 
чтобы получить давление в центре головы и через 1-2 мин. перенес сознание в этот центр головы ó прямо с ме-
дитацией и незаметным дыханием. Видение появилось через 5 мин.ª (Из дневника). 
Но все же мы рекомендуем сначала смотреть в середину межбровья, в результате чего концентрация перено-
сится в ´третий глазª, чтобы затем направить взгляд в ´третий глазª и этим опять возвратить его в середину 
межбровья. Другими словами ó надо ´третьим глазомª смотреть в середину межбровья. При этом дыхание 
должно сделаться незаметным. Через несколько минут начинается видение ´необыкновенных вещейª. Когда они 
появятся, не надо прерывать упражнения ó дайте видению развиваться и за ´необыкновенными вещамиª поя-
вятся видения по желанию, которые потом переходят в светящиеся видения ´третьего глазаª (третьей ступени). 
Так как каждое явление оставляет свой отпечаток в тонкосубстанциональном мире (акаше), который никогда не 
стирается (так наз. хроника акаши), то для исследователя открывается неистощимый источник для изучения. 
Следует несколько опытов из дневника моей лучшей ученицы г-жи Габриелы Ф.: 
 ´Время от 12 до 1:15 ночи, эйдетическая концентрация на объекте в середине межбровья (затем в кха) тоже 
самое ó в ´третьем глазеª. 
 Еще раз, как накануне, концентрация на знаменитую аудиенцию, которую Гете получил у Наполеона в Эр-
фурте в присутствии Талейрана. Накануне я видела только Наполеона. Теперь я увидела Гете, который стоял 
перед сидящим Наполеоном и разговаривал с ним. Талейрана не было видно (историки спорят ó был ли он во 
время беседы или нет). 
 Сегодня получен пакет открыток с видами Палестины. Время от 00:30 до 1:14. Положила кончики пальцев 
на конверт. Дыхание ´маятникª. Концентрация на желании видеть долину Иерихона, место храма Соломона и 
Иерусалим... 
...Видела не долину Иерихона, а долину Аллаха, развалины храма Соломона, но не как на открытке, а более 
фронтально, и Иерусалим ó не репродукцию в журнале, а внутренний город с оживлённым движением на ули-
цах. 
 Время от 1 до 1:45 ночи. Эйдетически концентрировалась на желании увидеть что-либо из дворца императо-
ра Юстиниана, на развалинах которого на берегу Мраморного моря я часто сидела и мечтала. Если можно, то и 
самого Юстиниана... Мне кажется, будто я нахожусь в галерее, открытой на море, с мозаическими стенами, фон-
таном, креслами; мужская фигура в короткой белой тунике, узкая темная борода, волосы стянуты золотым обру-
чем, острые глаза, среднего роста, воодушевленный вид... 
Видела город с моря, суда в гавани, ступени лестницы, ведущие к громадному храму. Высокая фигура, но не 
физическая, а как бы прозрачная, сверхъестественные глаза, громадные, светящиеся...ª (Из дневника). 
Размер этой книги не позволяет привести еще дальнейшие, в высшей степени интересные вещи такого рода. 
Обращаю внимание, что заметки этой ученицы относятся к точным опытам. 
Для того, чтобы подчеркнуть магические возможности этой практики, а именно телепатию, ясновидение, те-
лекинез, лечение на расстоянии и т. п. приведу еще два примера: 
Одно время в Берлине я брал уроки пения у одного оперного певца Б. В очередной мой визит на многократ-
ный звонок в дверь никто не ответил, дверь была закрыта. Очень удивленный его непунктуальностью, я разду-
мывал, что могло быть тому причиной? В этот момент я увидел своим внутренним зрением нечто удивительное: 
это была большая в старом стиле обставленная комната с высокими окнами, ярко освещенная лучами солнца. 
Там лежал незнакомый мне старик. Он уже давно умер и сильный запах разложения стоял в комнате. Это виде-Борис Сахаров. ОТКРЫТИЕ ТРЕТЬЕГО ГЛАЗА. 6. ´Пуск стрелыª (кхечари мудра) 
 
http://www.orlov-yoga.com/ 
 
 
33 
ние меня каким-то образом потрясло, хотя я не знал ни места, ни личности умершего. Так, как, очевидно, урок 
мой откладывался, я решил уйти. Но не успел я отойти, как увидел шедшего навстречу Б. с очень расстроенным 
лицом. 
´Дорогой г. Сахаров, прошу меня извинить, но со мной произошло нечто ужасное: мой отец, который в пол-
ном уединении живет в старом городе и которого я посещал раз в две недели, не открыл мне дверь, когда я при-
шел его навестить. Я вызвал полицию и двери взломали. Выяснилось, что старик умер уже около двух недель 
назад. Представьте себе: он лежал на полу, на солнце, и от жары совсем разложился. Меня до сих пор преследу-
ет запах...ª 
Одна дама, которая уже 20 лет не может заснуть без снотворного, которое она принимает в огромных коли-
чествах (6-7 таблеток), пожаловалась мне, что даже это количество не помогает ей заснуть. Я посоветовал ей 
обратиться к специалисту-невропатологу, который ранее лечил её гипнозом. Но дама сказала, что она уже и это 
испробовала два раза, но без успеха, т. к. гипноз на неё не действует. Я сказал ей, чтобы она шла домой и в 11 
часов вечера подумала обо мне. В 11 часов я сосредоточился на ней в продолжение 1-2 часа с пожеланием, что-
бы она спокойно и глубоко заснула... На следующее утро она мне позвонила радостная и довольная: хотя она все 
же, вопреки моему запрету, приняла полтаблетки, но не это, конечно, на неё подействовало. Неожиданно она 
спокойно заснула и спала всю ночь ó в первый раз за 20 лет без снотворного... После еще двух опытов она со-
всем отказалась от лекарства и прекрасно спит. Борис Сахаров. ОТКРЫТИЕ ТРЕТЬЕГО ГЛАЗА. 
 
http://www.orlov-yoga.com/ 
 
 
34 
7. Совершенный ´лучникª 
 
´Лучший из упражняющихся, дух которого постиг дхьяну, лучший из видящих, способен быстро отправиться 
в путь в другом теле; всезнающий, всевидящий, делающий всем существам добро, познавший смысл всех писа-
ний, провозглашая единое учение, появляется он, известный великими, необыкновенными силами, долгоживу-
щий и способный дать возникнуть вещам трех миров, сохранять их или дать им исчезнутьª (´Сатчакра Нирупа-
на Тантраª, 34). 
До сих пор я описывал технику духовной ´стрельбы из лукаª, главным образом, первых трех ступеней, кото-
рые доступны каждому человеку. Только бегло я очертил четвертую и последнюю ступень, совершенное овла-
дение которой ведет к мастерству. Моё изложение было бы неполным, если бы я не описал и эту ступень ó сту-
пень мастера. Именно она завершает развитие, возлагает венец на продвигающегося. 
В мистических школах восточной традиции во всех подробностях перечисляются и описываются все ступени 
духовной практики, хотя в туманных (таинственных) выражениях и поэтому нужна глубокая проницательность, 
чтобы разгадать тайны, которые и сообщаются только посвященным. Этим объясняется факт, почему этот пред-
мет, даже в индийских книгах недавнего издания, излагается весьма запутанно и даже противоречиво. Требова-
тельный и образованный читатель нередко от них отказывается, как от ´ненаучныхª и даже ´нелепыхª, а много 
о себе воображающий, не долго думая, пробует их самое меньшее дополнить, а то и улучшить. Поэтому теперь 
появилось так много ´специалистовª по ´стрельбе из лукаª, но на практике Истинных Мастеров нет. 
 Чтобы практиковать духовный путь, ученик должен подчинить себя строгой этической дисциплине, которая 
охватывает в основном четыре добродетели: вивека ó распознавание, вайратья ó отсутствие страстей, сатсам-
патти ó праведное поведение и мумуксаттва ó стремление к спасению, к избавлению. Конечно, здесь не 
имеется в виду распознавание в смысле успеха в жизни, и преодоление элементарных страстей (как ревность, 
ненависть, мстительность и т.д.); духовный ученик скорее должен уметь распознавать различие между реальным 
и нереальным, между добром и злом, между вечным и преходящим. Из этой первой способности следуют все 
другие качества, как непривязанность ко всему тому, что нереально, злонамеренно и преходяще, равно как и 
праведное поведение. Последнее делится на шесть частей: спокойствие мыслей (шама), самообладание (дама), 
спокойствие в действиях (упарати), терпение (титикша), доверие или уверенность (шраддха) и целенаправлен-
ное внимание (самадхана), и, наконец, воля к освобождению, не в смысле отказа, а отречение от мира, и во 
внутреннем освобождении от светскости. Это последнее качество, которое является результатом предыдущих, 
указывает на то, что духовно ищущий достоин посвящения. Без этой духовной подготовки он не найдет своего 
Учителя, обыщи он хоть целый свет. А если же он обладает ею, то ему не надо никуда идти. Учитель сам придет 
к нему, так как уже ждёт своего ученика за долгие годы до того, как человек в первый раз примет решение ис-
кать своего Учителя. Предпосылки духовного ожидания непреложны из века в век, они так же неизменны, как 
законы природы. С другой стороны от ученика не ждут совершенства, он должен только искренне стараться раз-
вить в себе необходимые духовные качества. Но даже и не достигнув ещё в этом совершенства, он уже может 
заниматься духовными упражнениями, например, медитацией на грубоматериальном объекте. 
Так начинается его духовная практика. Через несколько месяцев этой грубоматериальной медитации (стхула 
дхьяна) приходят первые видения ó ´необыкновенные вещиª, и только приблизительно через год ó видение 
Учителя. Сперва появляются его лучистые, всезатмевающие глаза, а после дальнейших упражнений ученик ви-
дит Учителя лицом к лицу. 
Внимательный и поднаторевший в мистике читатель заметит в этом проявление великого космического за-
кона ó закон аналогии. Этот важнейший из всех таинственных законов может быть сформулирован так: центры 
малых кругов вращаются вокруг центра большого круга. Так, например, дни и ночи от новолуния до полнолуния 
образуют ´светлуюª половину месяца (´день луныª), а дни и ночи от полнолуния до новолуния ó ´тёмнуюª 
половину месяца (´ночь луныª). Точно так же образуются 6 месяцев, когда солнце идет на север, ó ´день годаª 
и 6 месяцев, когда солнце идет на юг,- ´ночь годаª. Несколько десятилетий жизни человека также составляют 
´деньª, а приблизительно такое же время пребывание с другой стороны ó ´ночьª данной инкарнации, и т. д. 
В нашем случае отдельные ступени развития завершенной сферы подлежат тем же законам, что и подразде-
лы отдельной ступени. Так повторяется (в большом цикле) на каждой ступени мистического развития тот же ряд 
отдельных моментов, как их образуют уровни медитации на соответствующей ступени развития. Если медита-
ция, как таковая, содержит четыре ступени: ´накладывание стрелыª и ´нацеливаниеª (тратака), ´натягивание 
лукаª (самбхави мудра), ´пуск стрелыª (кхечари мудра) и ожидание попадания или ´созерцание целиª (лакшьям 
видхи),- то и упражнения четырёх ступеней развития от ученика до Учителя в основе своей идентичны с озна-
ченными выше ступенями. 
То же самое и с видениями: видения соответствующей медитации наступают в том же порядке, как они раз-
вивались в отдельности через относящиеся к ним упражнения в медитации. Хотя, смотря по обстоятельствам, 
перевешивает главная тенденция господствующего момента, все же основное соотношение всегда остается тем Борис Сахаров. ОТКРЫТИЕ ТРЕТЬЕГО ГЛАЗА. 7. Совершенный ´лучникª 
http://www.orlov-yoga.com/ 
 
 
35 
же. Это важное обстоятельство позволяет нам с математической уверенностью вывести основной характер чет-
вертой ступени (Учителя) из общего характера относящихся к ней ступени медитации, т.е. установить следую-
щее соответствие: 
 1. Первая ступень медитации ó грубоматериальная, и ее видения ó это ´необыкновенные вещиª. Мистик 
первой ступени также занимается погружением в грубоматериальные объекты (стхула дхьяна), и результат его 
созерцания (самадхи) называется ´созерцание сомнениемª (савитарка), т. к. он не может идентифицировать 
объект, который является в видениях. Если же он может идентифицировать объект, то это созерцание называет-
ся ´созерцание без сомненияª (нирвитарка). 
2. Вторая ступень медитации ó концентрация (самбхави мудра) ó сопровождается непрерывным дыханием. 
Ее видения ó это ´ответы на задуманноеª (пратьяджнана), и они также созерцаются с ´раздумьемª (савичара), 
так как нельзя еще установить относятся ли эти видения к прошлому, настоящему или будущему и чем они вы-
званы: своими или чужими мыслями. Но, когда с этим ´раздумьемª покончено, как это показывает анализ ре-
зультатов упражнений, то это созерцание называется тогда ´созерцание без раздумьяª (нирвичара), поскольку 
оно, как мы уже видели, проникает через все препятствия пространства и времени. Как подчеркивает Патанджа-
ли (´Йога Сутраª I, 49), знание, полученное таким образом ´есть знание высшего порядка, ибо раскрывает то, 
что не раскрывается через свидетельства или умозаключенияª. И все же, хотя это знание не ´последняяª, завер-
шающая ступень истины, оно содержит в себе истину ó или из прошлого, или из будущего, а не только из на-
стоящего. Оно принадлежит к тонкоматериальной, безвременной сфере, и необходима более высокая, следую-
щая ступень для того, чтобы это познание могло быть сопоставлено с реальным настоящим (или другим желани-
ем). В этом проявляется закон, на который часто не обращают внимания ´ясновидящиеª, и согласно которому 
видения развивают ´сверху внизª, т.е. от духовного к физическому, а не наоборот. 
 Если практика второй ступени медитации состояла в созерцании светящегося объекта ó сияющее солнце, то 
ей аналогичная практика на второй ступени мистического развития, именно ó дхотар дхьяна ó медитация на 
лучистом свете, в котором показывается объект первой ступени. И, подобно второй ступени медитации, которая 
вызывает через созерцание лучистого света сильный жар в позвоночнике и во всем теле, через эту медитацию 
возникает ´огонь змеиª (кундалини) -аллегорическое обозначение проникновения космической жизненной силы 
(праны) в тонко-материальные каналы и центры, в ´цветки лотосаª (чакры), которые этим мистическим ´огнёмª 
пробуждаются к расцвету и раскрытию. Поэтому упражнения на второй ступени развития требуют настоящих 
занятий Йогой, в основном ó Хатха-йогой. 
3. Когда этот мистический ´огонь змеиª достигает межбровья, духовному взору мистика открывается ´Боже-
ство Кундалиниª в образе языка пламени, и не аллегорически, а на самом деле перед его закрытыми глазами 
появляется настоящее пылающее пламя. Этот момент обозначает третью ступень медитации, а также и третью 
ступень мистика. Теперь ученик начинает медитировать на ´точкеª (бинду дхьяна). Что значит эта ´точкаª? Ин-
дийское слово ´биндуª означает ´капляª и указывает на капельную форму огня. Это знаменитая кхечари мудра, 
в которой под видимостью ´языкоглотанияª подразумевается ´введение языка пламениª в отверстие макушки 
головы (кха) ó между гипофизом и шишковидной железой. В переносном смысле это ó ´небесное пространст-
воª, над нёбом, между серединой межбровья и задней частью головы ó затылком. Это ´введение языка пламе-
ниª есть созерцание, которое в йоге называется ´созерцание с упоениемª (сенендам) и даёт упражняющемуся 
полное познание объекта ó ´подлинное восприятие прямо перед глазамиª так же как и блаженство. Ибо тайна 
йогических сил ó это способность видеть объект обладания в своем ´третьем глазуª, в полной ясности формы, 
цвета и излучения (на этой ступени, показанное в астральном свете во всем блеске красок является с последую-
щим угасанием). Как объясняет Агни-йога: ´Каждое ясное видение объекта в нашем третьем глазу делает его 
для нас почти осязаемым. Когда образ предмета вызывается в полном совершенстве линий и цветов, на него 
можно непосредственно воздействовать. Им можно владеть независимо от расстояния, подчинять своей власти 
что угодно, от обыкновенных предметов до далеких планетª. (´Агни-йога, Иерархияª, 90). 
Так видение свернувшейся золотой змеи и пламени в муладхаре (копчике) вызывает самопроизвольное про-
буждение силы Кундалини, которое в светлом сиянии мгновенно поднимается к голове и поочерёдно открывает 
все чакры. Это ведёт к видению шишковидной железы другого человека или любого числа людей и устанавли-
вает над ними полный контроль, так что все мысли, которые передает им йог, они переживают как полный об-
ман чувств, сходный с гипнотическим внушением. Например, видение солнечного сплетения человека даёт точ-
ную картину внутренней структуры его тела (как рентгеновский снимок) и т. д. Читатель может найти много 
других сведений о приложении этой способности в 3-й главе ´Йога-сутрª Патанджали, где описывается еще 
много других сил, получаемых путем видений. Также и в тантрах, особенно в трипунасана самукайя, есть опи-
сания сил, связанные с каждой чакрой, которые можно развить (отсылаю читателя к этим описаниям).  
4. Полное раскрытие всех психических сил йога все же еще не высшая ступень. Патанджали, который счита-
ет эти силы ´прибавкойª (упазаринх) к Самадхи, говорит: ´Отрешение даже от этих возможностей уничтожает 
само семя зла, что открывает путь к кайвальеª. (´Йога-сутраª III, 51). Под освобождением (кайвалья) йога пони-Борис Сахаров. ОТКРЫТИЕ ТРЕТЬЕГО ГЛАЗА. 7. Совершенный ´лучникª 
http://www.orlov-yoga.com/ 
 
 
36 
мает полное освобождение духа (пуруши) от материи (пракрити), полное возвращение божественного совер-
шенства. Поэтому четвертая ступень развития должна вести к этой высокой цели. 
Вернемся опять к четырем ступеням медитации ó на этот раз только к последнему их этапу, который по за-
кону аналогии должен определить основной характер четвертой ступени развития. Собственно говоря, все силы 
(сиддхи) принадлежат к труднопознаваемой четвертой ступени медитации ó ´созерцанию целиª (лакшиям вид-
хи), ибо они возникают в момент полного самозабвения (лайя), слияния ´сознанияª с целью. 
Мундака-Упанишада говорит об этом: ´ОМ ó лук, ´Яª (Атман) ó стрела, а Брахман ó цель. С вниманием 
попади в нее и стань, как стрела, един с нейª (II, 24). 
Таким образом, четвертая ступень развития характеризуется прежде всего этим ó ´стань единством стрелы 
и мишениª. Затем на этой ступени самопроизвольно, без каких бы то ни было упражнений, возникнут все силы. 
Если мы теперь рассмотрим вопрос с другого конца, то у мудреца Гхеранды (см. ´Великая тайнаª) находим 
только две медитации: грубосубстанциональную и тонкосубстанциональную, причем он все же указывает на 
двойной характер последней, как созерцание ´Великого божества Кундалиниª и ´Брахмана как точкиª. Он гово-
рит: ´Если благодаря большой удаче у кого-нибудь пробудится Кундалини, то он будет двигаться вперед вместе 
с ´Яª (атман) из тела через отверстие (на высоте глаз) и странствовать на царском пути, но не может быть ви-
димым вследствие своей большой подвижностиª. ´Йоги достигают любого успеха в медитации (Дхьяна-йога) 
через самбхави мудру. Это таинственная тонкосубстанциональная медитация (сукши дхьяна), которая трудно-
достижима даже для Боговª. (Там же, IV, 18-20). 
Это явление ´Божества Кундалиниª как пылающего огненного языка мы уже пережили на третьей ступени. 
Значит, объектом медитации четвёртой ступени должно быть созерцание ´Брахмана как точкиª (бинду). С дру-
гой стороны, Гхеранда в третьей главе говорит: ´Через самбхави мудру достигни познание себя (атма пратьяк-
ша), созерцая бинду как Брахмана и соединив с ним сознание (манас). Поставь твое Я среди кха и кха среди 
твоего Я. Таким образом твое Я, созерцая кха, не позволит ничему тебе помешать. Так всегда полный блаженст-
ва, человек входит в экстаз (самадхи)ª. 
Итак, это медитация четвертой ступени: внутри головы (между гипофизом и шишковидной железой), где 
раньше (через самбхави мудру) появилось видение пламенного языка, ´поставь свое Яª, т. е. концентрируйся на 
чувстве Я (оно возникает всегда в этом месте), как если бы это Я было едино с этим пламенем (бинду, как нам 
известно, не есть точка, а капля, имеющая форму пламени). Так как с одной стороны бинду (на третьей ступени 
медитации) должно быть теперь созерцаемо как Брахман, и надо соединить с ним наше сознание, а с другой сто-
роны, как говорится в этой же Упанишаде через две строфы, этот Брахман ó ´пылающийª (архиманти), тоньше 
чем самое тонкое, и в него должна попасть (стрела Я)ª. 
Последствием этой самой тонкой из всех медитаций является познание собственного Я, или атмана прать-
якша, как утверждает Гхеранда. А Патанджали прибавляет к этому: ´Через погружение (самьяма) в отличие ме-
жду душою (саттва) и Я (пуруша) достигается всемогущество и всезнаниеª (´всемогуществоª здесь знач
Категория: Борис Сахаров | Добавил: Админ (09 Января 2009)
Просмотров: 1653 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
WMLink
Поиск истины © 2024
Хостинг от uCoz